Жогорку Кенеш

24 Октябрь, 2013

Жогорку Кенеш — законодательный орган (парламент) Кыргызской Республики.

Полномочия Жогорку Кенеша

 

В соответствии со статьей 74 Конституции Кыргызской Республики Жогорку Кенеш обладает следующими полномочиями:

1. Жогорку Кенеш:

1) принимает закон о назначении референдума;

2) назначает выборы Президента.

2. Жогорку Кенеш:

1) вносит изменения в Конституцию;

2) принимает законы;

3) ратифицирует и денонсирует международные договоры в порядке, определяемом законом;

4) решает вопросы об изменении государственных границ Кыргызской Республики;

5) утверждает республиканский бюджет и отчет о его исполнении;

6) решает вопросы административно-территориального устройства Кыргызской Республики;

7) издает акты об амнистии.

3. Жогорку Кенеш:

1) утверждает программу деятельности Правительства, определяет структуру и состав Правительства, за исключением членов Правительства – руководителей государственных органов, ведающих вопросами обороны и национальной безопасности;

2) утверждает общегосударственные программы развития Кыргызской Республики, внесенные Правительством;

3) принимает решение о доверии Правительству;

4) принимает решение о выражении недоверия Правительству.

4. Жогорку Кенеш:

1) по представлению Президента избирает судей Верховного суда; в случаях, предусмотренных конституционным законом, освобождает их от должности по представлению Президента;

2) утверждает состав Совета по отбору судей в порядке, предусмотренном законом;

3) избирает по представлению Президента председателя Национального банка; освобождает его от должности в случаях, предусмотренных законом;

4) избирает членов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов: одну треть состава – по представлению Президента, одну треть – по представлению парламентского большинства и одну треть – по представлению парламентской оппозиции; освобождает их от должности в случаях, предусмотренных законом;

5) избирает членов Счетной палаты: одну треть состава – по представлению Президента, одну треть – по представлению парламентского большинства и одну треть – по представлению парламентской оппозиции; освобождает их от должности в случаях, предусмотренных законом;

6) избирает и в случаях, предусмотренных законом, освобождает от должности Акыйкатчы (Омбудсмена); дает согласие на привлечение его к уголовной ответственности;

7) избирает и в случаях, предусмотренных законом, освобождает от должности по представлению Акыйкатчы (Омбудсмена) заместителей Акыйкатчы (Омбудсмена); дает согласие на привлечение их к уголовной ответственности;

8) дает согласие на назначение Генерального прокурора; дает согласие на привлечение его к уголовной ответственности; дает согласие на освобождение от должности Генерального прокурора не менее чем одной третью от общего числа депутатов Жогорку Кенеша;

9) одобряет большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша инициативу одной трети от общего числа депутатов Жогорку Кенеша об освобождении от должности Генерального прокурора в случаях, предусмотренных законом.

5. Жогорку Кенеш:

1) вводит чрезвычайное положение в случаях и порядке, предусмотренных конституционным законом; утверждает или отменяет указы Президента по этому вопросу;

2) решает вопросы войны и мира; введения военного положения; объявления состояния войны; утверждения или отмены указов Президента по этим вопросам;

3) решает вопрос о возможности использования Вооруженных cил Кыргызской Республики за ее пределами при необходимости выполнения межгосударственных договорных обязательств по поддержанию мира и безопасности;

4) устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания Кыргызской Республики;

5) учреждает государственные награды и почетные звания Кыргызской Республики.

6. Жогорку Кенеш:

1) заслушивает выступления Президента, представителей иностранных государств, международных организаций;

2) заслушивает ежегодный доклад Акыйкатчы (Омбудсмена);

3) заслушивает ежегодные отчеты Премьер-министра, Генерального прокурора, председателя Национального банка, председателя Счетной палаты.

7. Жогорку Кенеш в порядке, предусмотренном Конституцией, выдвигает обвинение против Президента; принимает решение об отрешении Президента от должности.

8. Заслушивание ежегодных отчетов и докладов вышеуказанных должностных лиц осуществляется с учетом положений Конституции и законов о самостоятельности и независимости государственных органов и их должностных лиц.

9. Жогорку Кенеш осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией.

Фракции и образование коалиций

Депутаты Жогорку Кенеша объединяются во фракции.

Депутатскими фракциями политических партий считаются объединения, состоящие из депутатов, принадлежащих одной партии. Они руководствуются единой политической программой, придерживаются единой идеологии и преследуют единые интересы. Члены фракции путем обсуждения разрабатывают единую точку зрения фракции по вопросам, рассматриваемым в Жогорку Кенеше.

Фракция приобретает официальный статус с момента объявления о ее создании, наименовании, списочного состава, фамилии лидера и других руководителей фракции.

Фракции вправе объединяться в коалиции парламентского большинства и парламентского меньшинства или коалицию оппозиционных фракций.

Парламентским большинством считается фракция или коалиция фракций, имеющая более половины депутатских мандатов.

Фракция или фракции, не вошедшие в коалицию парламентского большинства, составляют парламентское меньшинство. Фракция или фракции парламентского меньшинства вправе объявить о своей оппозиции.

Парламентская оппозиция имеет право:

на должность заместителей Торага;

на должности председателей комитетов Жогорку Кенеша по вопросам бюджета и правопорядка, а также заместителей председателей других комитетов;

на равный доступ к государственным средствам массовой информации;

формировать одну треть состава Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов, Счетной палаты, Совета по отбору судей.

28 октября 2015 года Жогорку Кенеш VI созыва провел свое первое заседание, тем самым приступив к исполнению своих конституционных полномочий.                                  Было сформировано коалиционное большинство Жогорку Кенеша «Стабильность, доверие и новые возможности» из четырех фракций: «Социал-демократическая партия Кыргызстана», «Кыргызстан», «Ѳнүгүү — Прогресс», «Ата – Мекен».

Фракции «Республика-Ата -Журт» и «Бир- Бол» образовали парламентское меньшинство.

В соответствии с утвержденной структурой Жогорку Кенеша 6 ноября 2015 года были образованы следующие 9 комитетов:

-Комитет по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и Регламенту Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;
-Комитет по международным делам, обороне и безопасности;
-Комитет по аграрной политике, водным ресурсам, экологии и региональному развитию;
-Комитет по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению;
-Комитет по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию;
-Комитет по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству;
-Комитет по экономической и фискальной политике;
-Комитет по бюджету и финансам;
-Комитет по правопорядку и борьбе с преступностью.

Согласно Конституции страны два парламентских комитета — по бюджету и финансам, а также по  правопорядку и борьбе с преступностью,  — находятся в ведении парламентской коалиции меньшинства.