Оптимизация системы предоставления государственных и муниципальных услуг

Приложение

Утверждены

постановлением Правительства Кыргызской Республики

от 14 марта 2018 года № 134

ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА

пользования Государственным порталом электронных услуг

1. Общие положения

1. Настоящие Временные правила пользования Государственным порталом электронных услуг (далее — Правила) устанавливают порядок пользования государственным порталом электронных услуг (далее — Портал) на территории Кыргызской Республики.

2. Портал является государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных услуг в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных услугах, предназначенных для распространения с использованием информационно-коммуникационной сети «Интернет» и включенных в Единый реестр (перечень) государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти, их структурными подразделениями и подведомственными учреждениями, утвержденный постановлением Правительства Кыргызской Республики от 10 февраля 2012 года № 85.

3. Основным языком Портала является кыргызский язык, а также применяются русский и английский языки.

4. Техническое сопровождение Портала осуществляется государственным предприятием, определяемым Правительством Кыргызской Республики.

5. Информация о персональных данных хранится и обрабатывается на Портале с соблюдением требований закона в сфере информации персонального характера.

6. Сведения, составляющие государственные секреты, не подлежат обработке, хранению и передаче в государственную информационную систему Портала.

2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах

7. В настоящих Правилах используются следующие понятия и термины:

Государственная система электронных платежей — система, предназначенная для обмена информацией об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных услуг, иных платежей в пользу республиканского бюджета.

Личный кабинет — сервис, позволяющий пользователям, прошедшим процедуру регистрации на Портале, отслеживать статус рассмотрения электронных заявлений, направленных пользователем с использованием Портала, и результатах предоставления государственной услуги в электронной форме, а также пользоваться всеми функциональными возможностями Портала.

Пользователь — физическое и/или юридическое лицо, заключившее Пользовательское соглашение для пользования Порталом в целях получения государственных услуг.

Пользовательское соглашение — соглашение о пользовании Порталом, заключаемое между оператором и Пользователем в электронном формате на Портале, содержащее необходимые условия пользования Порталом.

Оператор — государственное предприятие, уполномоченное Правительством Кыргызской Республики на техническое сопровождение Портала.

Документ в формате PDF (Portable Document Format) — универсальный файловый формат электронных документов, содержащий отсканированный образ документа, позволяющий сохранить шрифты, изображения и сам макет исходного
документа независимо от того, на какой из множества платформ и в каком из
множества приложений такой документ создавался.

3. Цели и задачи Портала

8. Портал создан в целях обеспечения предоставления государственных услуг в электронной форме.

9. Основными задачами Портала являются:

1) повышение уровня доступности государственных услуг для физических и юридических лиц;

2) повышение уровня информированности физических и юридических лиц о государственных услугах;

3) обеспечение качественного предоставления государственных услуг.

4. Условия предоставления доступа Пользователя к Порталу

10. Доступ к Порталу осуществляется через личный кабинет Пользователя.

11. Доступ в личный кабинет Пользователя осуществляется путем регистрации на официальном сайте Портала посредством заключения Пользовательского соглашения.

12. Пользователь при регистрации заполняет следующие обязательные реквизиты Пользовательского соглашения:

для физических лиц:

- данные паспорта (персональный идентификационный номер, фамилия, имя, отчество, дата рождения, номер документа, орган, выдавший документ, дата выдачи, дата окончания срока действия, место жительства, национальность, гражданство, место рождения, семейное положение, пол);

для юридических лиц:

- идентификационный налоговый номер, наименование юридического лица;

- данные руководителя юридического лица (персональный идентификационный номер, фамилия, имя, отчество, дата рождения, номер документа, орган, выдавший документ, дата выдачи, дата окончания срока действия, место жительства, национальность, гражданство, место рождения, семейное положение, пол).

Для подтверждения регистрации на Портале Пользователь подписывает Пользовательское соглашение электронной подписью, идентифицирующей
физическое лицо/руководителя юридического лица.

13. В случае правильного заполнения обязательных реквизитов Пользователь в течение одного рабочего дня со дня заключения Пользовательского соглашения регистрируется на Портале, и создается личный кабинет Пользователя.

5. Порядок подачи и рассмотрения заявки

14. Пользователь через личный кабинет подает заявку на предоставление государственной услуги в электронной форме, которая регистрируется на сервере государственного органа, предоставляющего государственную услугу в электронной форме.

15. Заявка Пользователя, направляемая через Портал, должна быть подтверждена электронной подписью Пользователя.

16. В случае, если государственная услуга является платной, оплата осуществляется через сервис онлайн-оплаты на Портале, которая автоматически направляется в государственную систему электронных платежей.

Порядок функционирования государственной системы электронных платежей, обмен информацией между участниками системы электронных платежей об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных
услуг, иных платежей в пользу республиканского бюджета определены постановлением
Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о государственной
системе электронных платежей» от 28 октября 2017 года № 709.

17. Пользователь имеет возможность выбрать вид получения ответа на свою заявку: в электронном виде путем направления письма в адрес электронной почты, на почтовый адрес, указанный при регистрации, либо в личный кабинет.

18. Министерства, государственные комитеты, административные ведомства, предоставляющие государственные услуги в электронной форме, в течение
одного рабочего дня со дня получения заявки в обязательном порядке направляют
Пользователю уведомление о приеме его заявки в электронной форме путем
направления уведомления на адрес электронной почты, указанный при регистрации,
либо в личный кабинет.

19. Основаниями для отказа в рассмотрении заявки Пользователя являются:

- предоставление недостоверной или неполной информации;

- предоставление неактуальных данных на момент подачи заявки.

Уведомление об отказе в рассмотрении заявки государственный орган направляет Пользователю в течение одного рабочего дня с обоснованием причин отказа на адрес электронной почты либо в личный кабинет.

20. Прием заявки на предоставление государственной услуги в электронной форме и направление ответа осуществляются государственным органом и должностным лицом, на которых возложены обязанности по рассмотрению заявки на Портале.

21. Заявка, поданная Пользователем, подлежит обязательном принятию и рассмотрению, за исключением случаев, указанных в пункте 19 настоящих Правил.

22. Министерства, государственные комитеты, административные ведомства определяет ответственное лицо, уполномоченное на обеспечение своевременного предоставления государственной услуги в электронной форме и взаимодействие с оператором.

23. Хранение и обработка заявки Пользователей на оказание государственной услуги в электронной форме, а также предоставление информации о результате ее оказания осуществляются в информационных системах, в том числе в базе данных государственного органа, предоставляющего запрашиваемую услугу.

24. Сроки рассмотрения заявок Пользователей на получение государственных услуг в электронной форме определяются стандартами государственных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам государственными органами, их структурными подразделениями и подведомственными учреждениями, утвержденными постановлением Правительства Кыргызской Республики от 3 июня 2014 года № 303.

6. Порядок предоставления государственных услуг в электронной форме через Портал

25. Должностное лицо после рассмотрения заявки направляет в адрес электронной почты, в личный кабинет либо на почтовый адрес Пользователя результат государственной услуги в формате PDF (справка, выписка, свидетельство и т.п.) со штрих-кодом, позволяющим проверить подлинность документа, либо уведомление о готовности и месте получения самой государственной услуги.

Документ, полученный посредством государственной услуги в электронной форме в формате PDF и подписанный электронной подписью руководителя государственного органа на Портале, тождествен документу, полученному на бумажном носителе.

26. Государственные органы при предоставлении государственных услуг в электронной форме обеспечивают:

- достоверность предоставляемой Пользователю информации о ходе рассмотрения заявления и результатах предоставления государственной услуги в электронной форме;

- целостность, сохранность и неизменность принимаемой информации, содержащейся в заявке от Пользователя и передаваемой информации государственного органа, со дня регистрации заявки и до получения Пользователем  государственной услуги в электронной форме на Портале.

27. Сроки и последовательность административных процедур (действий), необходимых для предоставления государственной услуги в электронной форме, включая межведомственное взаимодействие министерств, государственных комитетов, административных ведомств, определяются административными регламентами государственных услуг, утверждаемыми Правительством Кыргызской Республики.

7. Администрирование Портала

28. Администрирование Портала осуществляется оператором.

Задачами оператора по администрированию Портала являются:

- размещение сведений о государственных услугах в электронной
форме на Портале;

- обеспечение круглосуточного доступа Пользователей к Порталу, за исключением случаев, связанных с проведением модернизации и технических работ;

- защиту размещаемой на Портале персональной информации от несанкционированного изменения или уничтожения, кроме случаев, возникших по вине Пользователя;

- фиксирование и хранение сведений о фактах доступа к Порталу.

29. Оператор, получив актуализированные сведения о государственной услуге в электронной форме от государственных органов, предоставляющих государственные услуги в электронной форме, размещает их на Портале.

30. Форма электронного бланка заявки, порядок его заполнения, дизайн Портала, образец Пользовательского соглашения утверждаются оператором по
согласованию с уполномоченным государственным органом в сфере электронного
управления.

8. Заключительные положения

31. Государственные услуги в электронной форме должны быть простыми в восприятии и соответствовать потребностям и интересам Пользователей.

32. Предоставляемая в процессе оказания государственных услуг в электронной форме информация должна быть актуальна, достоверна и защищена от
несанкционированного доступа, уничтожения, искажения, блокировки.

33. Руководители государственных органов и должностные лица, на которых возложена обязанность по рассмотрению заявки, несут дисциплинарную ответственность за необоснованный отказ и некачественное предоставление государственных услуг в электронной форме, предоставляемых через Портал.

————

- Единый реестр государственных услуг;

Совершенствование деятельности в сфере предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам считается одной из приоритетных задач государственных органов исполнительной власти и бюджетных учреждений Кыргызской Республики.

В конце 2009 – начале 2010 года Министерство экономического регулирования КР провело инвентаризацию услуг, осуществляемых органами исполнительной власти, в результате чего был сформирован перечень, включающий более 21 тысячи разнообразных  услуг.

Данная цифра включала в себя не только деятельность государственных органов по оказанию услуг, но и реализацию повседневных функций, предоставление одной услуги часто делилось на множество мелких действий, оформленных как отдельные услуги за отдельную плату.

В целом, ситуация в сфере предоставления услуг характеризовалась неясностью в понимании, какие услуги государство должно оказывать и что понимается под «государственной услугой», не были определены критерии платности и бесплатности услуг.

Решение этих и других проблем в сфере предоставления государственных услуг и стало основанием для начала в 2011 г. соответствующей реформы, главной целью которой в первую очередь является повышение качества и доступности государственных услуг.

Одним из результатов первого этапа реформы (2011- 2012гг.) является сформированный и утвержденный соответствующим решением Правительства Кыргызской Республики Единый реестр государственных услуг, включающий на данный момент 373 услуг (из них, 149 бесплатные, 224 – платные).

В соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Единого реестра (перечня)
государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти, их структурными подразделениями и подведомственными учреждениями»  от 10 февраля 2012 г. № 85, органам исполнительной власти, их структурным подразделениям и подведомственным учреждениям необходимо руководствоваться указанным Реестром и не допускать оказания платных государственных услуг, не включенных в Реестр государственных услуг.

Работа по совершенствованию Реестра ведется на постоянной основе в рамках деятельности Межведомственной комиссии по оптимизации системы предоставления государственных и муниципальных услуг под председательством Руководителя Аппарата Правительства – министра Кыргызской Республики.

- стандартизация госуслуг;

В настоящее Правительством Кыргызской Республики реализуется второй этап реформы по оптимизации системы предоставления государственных услуг, основным структурным элементом которого является разработка и утверждение стандартов государственных услуг, которые станут одним из индикаторов оценки качества услуг, а также будут способствовать повышению ответственности госорганов за их предоставление. 

Необходимо отметить, что повышение качества предоставления государственных услуг главному потребителю — гражданам Кыргызстана является одной из задач в области государственного управления в соответствии с Национальной стратегией устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 21 января 2013 года № 11.

Согласно Указу Президента Кыргызской Республики «О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти» от 12 ноября 2013 года № 215, необходимо устранить коррупциогенные факторы в системе оказания государственных услуг, создать условия для беспрепятственного и своевременного получения гражданами качественных услуг, необходимой для этого информации, определить порядок, сроки и стандарты предоставления государственных услуг населению.

В соответствии с постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики  «Об утверждении «Программы по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 годы» от 18 декабря 2013 года № 3694-V, ключевой ролью министерств и ведомств в современном мире является оказание услуг обществу и гражданам. В этой связи, будут выработаны и утверждены согласованные с общественностью стандарты оказания услуг населению, за соблюдением которых призвано следить государство.

Во исполнение вышеуказанных нормативных актов, постановлением Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении стандартов государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти, их структурными подразделениями и подведомственными учреждениями  физическим и юридическим лицам» от 3 июня 2014 г. № 303 утверждены 274 стандартов государственных услуг, одобренные Межведомственной комиссией по оптимизации системы предоставления государственных и муниципальных услуг.

,

Указанные стандарты разработаны на основании утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 3 сентября 2012 г. № 603 Типового стандарта государственных услуг и предназначены для потребителей государственных услуг: устанавливают условия предоставления услуг, исчерпывающий перечень необходимых документов и/или действий со стороны потребителя услуги, параметры качества услуги, способ получения услуги, способы информирования потребителей о получении услуги, сроки предоставления услуги, платность/бесплатность, порядок обжалования в случаях нарушения стандарта, исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов.

Принятие постановления Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении стандартов государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти, их структурными подразделениями и подведомственными учреждениями  физическим и юридическим лицам» повлияет не только на повышение качества и доступности оказываемых услуг, но и информированности граждан, а также будет способствовать подотчетности и прозрачности деятельности государственных органов, предоставляющих государственные услуги.

Также отмечаем, что с конца 2013 года по настоящее время Межведомственной комиссией по оптимизации системы предоставления государственных и муниципальных услуг рассмотрено 361 проекта стандартов государственных услуг, разработанных соответствующими министерствами и ведомствами, которые также рекомендованы для утверждения решением Правительства Кыргызской Республики.

Наряду со стандартизацией государственных услуг прорабатывается основополагающая база для оптимизации внутренних процедур предоставления государственных услуг – распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 22 июля 2014 года № 287-р утвержден Типовой административный регламент государственных услуг, разработанный в целях упорядочения и оптимизации административно-управленческих и иных действий, совершаемых в процессе предоставления государственных услуг и предназначенный для госорганов.

Разработка и утверждение регламентов предоставления государственных услуг позволит  устранить избыточные процедуры, обеспечить регулирование межведомственного и внутриведомственного взаимодействия, повысить персональную ответственность сотрудников и эффективность использования бюджетных средств, выделяемых на организацию предоставления государственных услуг.

Согласно вышеназванному распоряжению, государственным органам, предоставляющим государственные услуги необходимо обеспечить разработку административных регламентов предоставляемых государственных услуг в соответствии с требованиями Типового административного регламента государственной услуги, Положения о порядке разработки и утверждения административных регламентов государственных услуг, утвержденными данным распоряжением.

Следует отметить, что распоряжением Правительства КР от 30 июня 2016 года №302-р утверждены 11 административных регламентов госуслуг, оказываемые подведомственными подразделениями Минэкономики КР.

 - Деятельность Межведомственной комиссии по оптимизации гос. и мун. услуг

В соответствии с Положением «О Межведомственной комиссии по оптимизации системы предоставления государственных и муниципальных», утвержденным распоряжением Правительства Кыргызской Республики от      31 мая 2011 г. № 191-р, Межведомственная комиссия по оптимизации системы предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — Межведомственная комиссия) является консультативно-совещательным органом, образованным для систематизации государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, бюджетными учреждениями и органами местного самоуправления Кыргызской Республики.

Межведомственная комиссия осуществляет свою деятельность на постоянной основе, основными ее задачами являются:

- содействие в формировании Единого реестра государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти и бюджетными учреждениями Кыргызской Республики и Базового реестра муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления Кыргызской Республики;

- выработка рекомендаций по совершенствованию критериев и механизмов систематизации государственных и муниципальных услуг, а также законодательства, регулирующего их предоставление;

- содействие в разработке стандартов государственных услуг и муниципальных услуг, включенных в Базовый реестр муниципальных услуг, на основе равных прав, возможностей и доступа получателей услуг вне зависимости от пола, возраста, ограничения физического здоровья, языка, расы, вероисповедания, этнической принадлежности и других обстоятельств.

В компетенцию Межведомственной комиссии входит:

- рассмотрение ведомственных перечней государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, бюджетными учреждениями, органами местного самоуправления Кыргызской Республики физическим и юридическим лицам, на предмет полезности и отсутствия навязывания данных услуг обществу, до внесения их в Единый реестр государственных услуг, Базовый реестр муниципальных услуг, а также в дополнительный перечень муниципальных услуг, предоставляемых на платной основе;

- дача заключения о внесении государственных и муниципальных услуг в соответствующий Единый реестр государственных услуг и Базовый реестр муниципальных услуг, а также платных муниципальных услуг в дополнительный перечень муниципальных услуг;

- изучение с заинтересованными сторонами общей ситуации предоставления государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам органами исполнительной власти, бюджетными учреждениями и органами местного самоуправления Кыргызской Республики;

- выработка, на основе поступивших в Межведомственную комиссию предложений, рекомендаций по улучшению качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг и упрощению их предоставления физическим и юридическим лицам;

- рассмотрение и дача заключения об одобрении стандартов государственных услуг, включенных в Единый реестр государственных услуг, и муниципальных услуг, включенных в Базовый реестр муниципальных услуг.

Деятельность Межведомственной комиссии обеспечивается Министерством экономики Кыргызской Республики совместно с Государственным агентством по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики.

Указанные государственные органы:

- организовывают разработку и утверждение инструктивных материалов по вопросам государственных и муниципальных услуг, в том числе по вопросам их стандартизации;

- координируют работу по подготовке проектов ведомственных перечней государственных услуг органами исполнительной власти и муниципальных услуг органами местного самоуправления;

- проводят анализ полноты материалов, представленных органами исполнительной власти и органами местного самоуправления на рассмотрение Межведомственной комиссии;

- готовят и представляют в Межведомственную комиссию проекты заключений по ведомственным перечням государственных услуг, проекты заключений по муниципальным услугам, предлагаемым для включения в Базовый реестр муниципальных услуг, проекты заключений на стандарты государственных услуг, включенных в Единый реестр государственных услуг, и муниципальных услуг, включенных в Базовый реестр муниципальных услуг;

- формируют и ведут информационную базу перечней государственных услуг, включенных в Единый реестр государственных услуг, и муниципальных услуг,  включенных в Базовый реестр муниципальных услуг;

- осуществляют мониторинг реализации рекомендаций Межведомственной комиссии.

Все члены Межведомственной комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.

В настоящее время Межведомственная комиссия включает:

Первый заместитель руководителя Аппарата Правительства Кыргызской Республики (председатель Межведомственной комиссии);

заведующего отделом государственного управления и кадровой работы Аппарата Правительства Кыргызской Республики (заместитель председателя Межведомственной комиссии);

заведующего отделом политики оптимизации системы государственных услуг и электронного управления Министерства экономики Кыргызской Республики (ответственный секретарь Межведомственной комиссии);

заведующего сектором местного самоуправления отдела организационно-инспекторской работы и местного самоуправления Аппарата Правительства Кыргызской Республики;

статс-секретаря Министерства экономики Кыргызской Республики;

заместителя министра юстиции Кыргызской Республики;

заместителя министра финансов Кыргызской Республики;

заместителя директора Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики;

заместителя директора Государственной кадровой службы Кыргызской Республики (по согласованию);

заместитель председателя Государственной регистрационной службы при Правительстве КР.

Согласно распоряжению Правительства Кыргызской Республики от 31 мая 2011 г. № 191-р,  Межведомственная комиссия имеет право в установленном порядке привлекать к работе соответствующих специалистов государственных органов и независимых экспертов на общественных началах.

В состав Межведомственной комиссии также могут входить до пяти представителей общественных организаций и бизнес — структур, независимые эксперты с правом совещательного голоса.