Оптимизация системы предоставления государственных и муниципальных услуг

- Единый реестр государственных услуг;

Совершенствование деятельности в сфере предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам считается одной из приоритетных задач государственных органов исполнительной власти и бюджетных учреждений Кыргызской Республики.

В конце 2009 – начале 2010 года Министерство экономического регулирования КР провело инвентаризацию услуг, осуществляемых органами исполнительной власти, в результате чего был сформирован перечень, включающий более 21 тысячи разнообразных  услуг.

Данная цифра включала в себя не только деятельность государственных органов по оказанию услуг, но и реализацию повседневных функций, предоставление одной услуги часто делилось на множество мелких действий, оформленных как отдельные услуги за отдельную плату.

В целом, ситуация в сфере предоставления услуг характеризовалась неясностью в понимании, какие услуги государство должно оказывать и что понимается под «государственной услугой», не были определены критерии платности и бесплатности услуг.

Решение этих и других проблем в сфере предоставления государственных услуг и стало основанием для начала в 2011 г. соответствующей реформы, главной целью которой в первую очередь является повышение качества и доступности государственных услуг.

Одним из результатов первого этапа реформы (2011- 2012гг.) является сформированный и утвержденный соответствующим решением Правительства Кыргызской Республики Единый реестр государственных услуг, включающий на данный момент 373 услуг (из них, 149 бесплатные, 224 – платные).

В соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Единого реестра (перечня)
государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти, их структурными подразделениями и подведомственными учреждениями»  от 10 февраля 2012 г. № 85, органам исполнительной власти, их структурным подразделениям и подведомственным учреждениям необходимо руководствоваться указанным Реестром и не допускать оказания платных государственных услуг, не включенных в Реестр государственных услуг.

Работа по совершенствованию Реестра ведется на постоянной основе в рамках деятельности Межведомственной комиссии по оптимизации системы предоставления государственных и муниципальных услуг под председательством Руководителя Аппарата Правительства – министра Кыргызской Республики.

- стандартизация госуслуг;

В настоящее Правительством Кыргызской Республики реализуется второй этап реформы по оптимизации системы предоставления государственных услуг, основным структурным элементом которого является разработка и утверждение стандартов государственных услуг, которые станут одним из индикаторов оценки качества услуг, а также будут способствовать повышению ответственности госорганов за их предоставление. 

Необходимо отметить, что повышение качества предоставления государственных услуг главному потребителю — гражданам Кыргызстана является одной из задач в области государственного управления в соответствии с Национальной стратегией устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 21 января 2013 года № 11.

Согласно Указу Президента Кыргызской Республики «О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти» от 12 ноября 2013 года № 215, необходимо устранить коррупциогенные факторы в системе оказания государственных услуг, создать условия для беспрепятственного и своевременного получения гражданами качественных услуг, необходимой для этого информации, определить порядок, сроки и стандарты предоставления государственных услуг населению.

В соответствии с постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики  «Об утверждении «Программы по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 годы» от 18 декабря 2013 года № 3694-V, ключевой ролью министерств и ведомств в современном мире является оказание услуг обществу и гражданам. В этой связи, будут выработаны и утверждены согласованные с общественностью стандарты оказания услуг населению, за соблюдением которых призвано следить государство.

Во исполнение вышеуказанных нормативных актов, постановлением Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении стандартов государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти, их структурными подразделениями и подведомственными учреждениями  физическим и юридическим лицам» от 3 июня 2014 г. № 303 утверждены 274 стандартов государственных услуг, одобренные Межведомственной комиссией по оптимизации системы предоставления государственных и муниципальных услуг.

,

Указанные стандарты разработаны на основании утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 3 сентября 2012 г. № 603 Типового стандарта государственных услуг и предназначены для потребителей государственных услуг: устанавливают условия предоставления услуг, исчерпывающий перечень необходимых документов и/или действий со стороны потребителя услуги, параметры качества услуги, способ получения услуги, способы информирования потребителей о получении услуги, сроки предоставления услуги, платность/бесплатность, порядок обжалования в случаях нарушения стандарта, исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов.

Принятие постановления Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении стандартов государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти, их структурными подразделениями и подведомственными учреждениями  физическим и юридическим лицам» повлияет не только на повышение качества и доступности оказываемых услуг, но и информированности граждан, а также будет способствовать подотчетности и прозрачности деятельности государственных органов, предоставляющих государственные услуги.

Также отмечаем, что с конца 2013 года по настоящее время Межведомственной комиссией по оптимизации системы предоставления государственных и муниципальных услуг рассмотрено 361 проекта стандартов государственных услуг, разработанных соответствующими министерствами и ведомствами, которые также рекомендованы для утверждения решением Правительства Кыргызской Республики.

Наряду со стандартизацией государственных услуг прорабатывается основополагающая база для оптимизации внутренних процедур предоставления государственных услуг – распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 22 июля 2014 года № 287-р утвержден Типовой административный регламент государственных услуг, разработанный в целях упорядочения и оптимизации административно-управленческих и иных действий, совершаемых в процессе предоставления государственных услуг и предназначенный для госорганов.

Разработка и утверждение регламентов предоставления государственных услуг позволит  устранить избыточные процедуры, обеспечить регулирование межведомственного и внутриведомственного взаимодействия, повысить персональную ответственность сотрудников и эффективность использования бюджетных средств, выделяемых на организацию предоставления государственных услуг.

Согласно вышеназванному распоряжению, государственным органам, предоставляющим государственные услуги необходимо обеспечить разработку административных регламентов предоставляемых государственных услуг в соответствии с требованиями Типового административного регламента государственной услуги, Положения о порядке разработки и утверждения административных регламентов государственных услуг, утвержденными данным распоряжением.

Следует отметить, что распоряжением Правительства КР от 30 июня 2016 года №302-р утверждены 11 административных регламентов госуслуг, оказываемые подведомственными подразделениями Минэкономики КР.

 - Деятельность Межведомственной комиссии по оптимизации гос. и мун. услуг

В соответствии с Положением «О Межведомственной комиссии по оптимизации системы предоставления государственных и муниципальных», утвержденным распоряжением Правительства Кыргызской Республики от      31 мая 2011 г. № 191-р, Межведомственная комиссия по оптимизации системы предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — Межведомственная комиссия) является консультативно-совещательным органом, образованным для систематизации государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, бюджетными учреждениями и органами местного самоуправления Кыргызской Республики.

Межведомственная комиссия осуществляет свою деятельность на постоянной основе, основными ее задачами являются:

- содействие в формировании Единого реестра государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти и бюджетными учреждениями Кыргызской Республики и Базового реестра муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления Кыргызской Республики;

- выработка рекомендаций по совершенствованию критериев и механизмов систематизации государственных и муниципальных услуг, а также законодательства, регулирующего их предоставление;

- содействие в разработке стандартов государственных услуг и муниципальных услуг, включенных в Базовый реестр муниципальных услуг, на основе равных прав, возможностей и доступа получателей услуг вне зависимости от пола, возраста, ограничения физического здоровья, языка, расы, вероисповедания, этнической принадлежности и других обстоятельств.

В компетенцию Межведомственной комиссии входит:

- рассмотрение ведомственных перечней государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, бюджетными учреждениями, органами местного самоуправления Кыргызской Республики физическим и юридическим лицам, на предмет полезности и отсутствия навязывания данных услуг обществу, до внесения их в Единый реестр государственных услуг, Базовый реестр муниципальных услуг, а также в дополнительный перечень муниципальных услуг, предоставляемых на платной основе;

- дача заключения о внесении государственных и муниципальных услуг в соответствующий Единый реестр государственных услуг и Базовый реестр муниципальных услуг, а также платных муниципальных услуг в дополнительный перечень муниципальных услуг;

- изучение с заинтересованными сторонами общей ситуации предоставления государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам органами исполнительной власти, бюджетными учреждениями и органами местного самоуправления Кыргызской Республики;

- выработка, на основе поступивших в Межведомственную комиссию предложений, рекомендаций по улучшению качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг и упрощению их предоставления физическим и юридическим лицам;

- рассмотрение и дача заключения об одобрении стандартов государственных услуг, включенных в Единый реестр государственных услуг, и муниципальных услуг, включенных в Базовый реестр муниципальных услуг.

Деятельность Межведомственной комиссии обеспечивается Министерством экономики Кыргызской Республики совместно с Государственным агентством по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики.

Указанные государственные органы:

- организовывают разработку и утверждение инструктивных материалов по вопросам государственных и муниципальных услуг, в том числе по вопросам их стандартизации;

- координируют работу по подготовке проектов ведомственных перечней государственных услуг органами исполнительной власти и муниципальных услуг органами местного самоуправления;

- проводят анализ полноты материалов, представленных органами исполнительной власти и органами местного самоуправления на рассмотрение Межведомственной комиссии;

- готовят и представляют в Межведомственную комиссию проекты заключений по ведомственным перечням государственных услуг, проекты заключений по муниципальным услугам, предлагаемым для включения в Базовый реестр муниципальных услуг, проекты заключений на стандарты государственных услуг, включенных в Единый реестр государственных услуг, и муниципальных услуг, включенных в Базовый реестр муниципальных услуг;

- формируют и ведут информационную базу перечней государственных услуг, включенных в Единый реестр государственных услуг, и муниципальных услуг,  включенных в Базовый реестр муниципальных услуг;

- осуществляют мониторинг реализации рекомендаций Межведомственной комиссии.

Все члены Межведомственной комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.

В настоящее время Межведомственная комиссия включает:

Первый заместитель руководителя Аппарата Правительства Кыргызской Республики (председатель Межведомственной комиссии);

заведующего отделом государственного управления и кадровой работы Аппарата Правительства Кыргызской Республики (заместитель председателя Межведомственной комиссии);

заведующего отделом политики оптимизации системы государственных услуг и электронного управления Министерства экономики Кыргызской Республики (ответственный секретарь Межведомственной комиссии);

заведующего сектором местного самоуправления отдела организационно-инспекторской работы и местного самоуправления Аппарата Правительства Кыргызской Республики;

статс-секретаря Министерства экономики Кыргызской Республики;

заместителя министра юстиции Кыргызской Республики;

заместителя министра финансов Кыргызской Республики;

заместителя директора Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики;

заместителя директора Государственной кадровой службы Кыргызской Республики (по согласованию);

заместитель председателя Государственной регистрационной службы при Правительстве КР.

Согласно распоряжению Правительства Кыргызской Республики от 31 мая 2011 г. № 191-р,  Межведомственная комиссия имеет право в установленном порядке привлекать к работе соответствующих специалистов государственных органов и независимых экспертов на общественных началах.

В состав Межведомственной комиссии также могут входить до пяти представителей общественных организаций и бизнес — структур, независимые эксперты с правом совещательного голоса.