09

Апрель

2016

На имя Премьер-министра Темира Сариева поступила объяснительная от заместителя директора Департамента дорожного хозяйства Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики Нурланбе

На имя Премьер-министра Кыргызской Республики Темира Сариева поступила объяснительная от заместителя директора Департамента дорожного хозяйства Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики Нурланбека Кайынбаева относительно ситуации вокруг строительства автомобильной дороги Балыкчи-Тамчы- Чолпон-Ата-Корумду.

Ниже приводим полый текст объяснительной записки:

«Премьер-министру КР

Сариеву Т.А.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ

Относительно вопроса реконструкции дороги Балыкчи-Чолпон-Ата-Корумду

Сообщаю следующее:

Во время заседания депутатской комиссии по проверке законности проведения тендера по закупке работ в рамках проекта реконструкции автодороги Балыкчы-Тамчы-Чолпон-Ата-Корумду министр транспорта и коммуникаций КР Малабаев А.Дж. обвинил меня в сговоре с китайской компанией ОсОО «Лонг Хай»: якобы я перенес дату вскрытия тендерных предложений на один день, потому что данная компания не успела прикрепить свои документы к электронному порталу Департамента государственных закупок при МФ КР.

В этой связи, я Кайынбаев Н.Б., заместитель директора Департамента дорожного хозяйства при МТиК КР (ДДХ), а в период проведения вышеуказанного конкурса - исполняющий обязанности директора ДДХ, решил довести до сведения общественности хронологию событий во время проведения закупки и после закупки, чтобы общественность могла сама оценить работу Министерства в данном направлении.

  1. После выхода распоряжения Правительства КР от 13 октября 2016 года и соответствующего поручения от Министерства транспорта и коммуникаций КР, я, как исполняющий обязанности директора ДДХ при МТиК КР, выполнил следующее:

- По акту приема-передачи принял проектно-сметную документацию данного проекта от Группы реализации инвестиционных проектов АБР;

- По предоставленной справке ПИ «Кыргыздортранспроект» утвердил планируемую для закупки сметную стоимость проекта реконструкции автодороги Балыкчы-Тамчы-Чолпон-Ата-Корумду протяженностью 104 км;

Справочно: Планируемая сметная стоимость является ориентировочной, рассчитывается по методике Госстроя КР. Реальная стоимость работ определяется по результатам тендера после получения расценок на каждый вид работ, предусмотренных по проекту.

 

- Создал оценочную комиссию для проведения мониторинга цен по закупке работ, состоящую из семи сотрудников ДДХ;

- 17 октября было размещено объявление на электронном портале ДГЗ при МФ КР о закупке работ в рамках проекта реконструкции Балыкчы-Тамчы-Чолпон-Ата-Корумду с датой вскрытия 21 октября 2015 года на 14-00 часов.

21 октября 2015 года утром меня вызвал к себе министр Малабаев А.Дж. и сообщил, что многие компании, желающие принять участие в тендере, не успевают подготовиться.  При этом Министр не давал прямого указания о переносе даты, но откуда-то владел информацией о трудностях компаний при подготовке к тендеру.

Позднее, специалисты ДДХ по закупкам также сообщили, что было 3-4 звонка от представителей различных компаний с возмущением, что очень мало времени уделено на подготовку предложений для такого большого проекта. После этого, в целях расширения круга участников, я дал поручение перенести дату вскрытия на следующий день, т.е на 22 октября 2015 года на 11-00 часов.

После переноса даты вскрытия мне позвонил министр А.Дж. Малабаев и спросил, почему была перенесена дата вскрытия. Я объяснил, что это было сделано в целях расширения участников, так как многие действительно не успевали с подготовкой документов. В тот же день в Аппарат Правительства КР пригласили меня, председателя тендерной комиссии и всех членов тендерной комиссии. В отделе транспорта Аппарата Правительства КР потребовали написать объяснительные на имя тогдашнего вице-премьер-министра КР В.И.Диля.

В министерстве транспорта и коммуникаций КР от меня также потребовали написать объяснительную. В объяснительной я указал, что в случае недоверия со стороны министра я готов написать заявление об освобождении меня от должности по собственному желанию. По результатам этого мне хотели объявить выговор, но соответствующий приказ так и не был подписан министром.

2 ноября 2015 года был издан приказ о назначении меня исполняющим обязанности директора ДДХ при МТиК КР в связи со служебным расследованием в отношении директора ДДХ. До этого я исполнял обязанности директора в связи с отсутствием по болезни директора ДДХ.

После завершения оценки конкурсных заявок на соответствие квалификационным требованиям, подписания соответствующего протокола и проведения контрактных переговоров, 4 ноября 2015 года был заключен контракт между ДДХ и ОсОО «Лонг Хай».

В период с 4 ноября 2015 по 25 ноября 2015 года я, как исполняющий обязанности директора, 3 раза информировал министра А.Дж. Малабаева, что проектно-сметная документация (ПСД) представлена ГРИП АБР неофициально, только по акту приема-передачи, и что ПСД должно быть официально представлена ДДХ от ПИ «Кыргыздортранспроект».

Вместо того, чтобы дать соответствующее поручение директору ПИ «Кыргыздортранспроект», он пригласил к себе на прием представителей компании «Чайна Роуд», которые, как оказалось, являлись заказчиками данного ПСД.

После этой встречи, китайская компания «Чайна Роуд» наотрез отказалась давать согласие на использование данного ПСД. После в устном порядке я сообщил представителям китайской компании, что в смету заложены средства на подготовку ПСД, что ДДХ готов компенсировать часть расходов на подготовку ПСД.

 

Справочно: ПСД проекта реабилитации Иссык-Кульской кольцевой автодороги была подготовлена ПИ «Кыргыздортранспроект» по техническому заданию компании «Чайна Роуд», утвержденного статс-секретарем МТиК КР К.А. Мамаевым в 2009 года,. Разработка ПСД была завершено в 2010 году. Отмечаю, что компания «Чайна Роуд» является строительной компанией, активно участвующей в тендерах и строительстве дорог и то, что она выступила заказчиком, а позднее оказалась владельцем ПСД на проект реконструкции автодороги, имеющей стратегическое назначение, вызывает многие вопросы к статс-секретарю МТиК КР Мамаеву К.А. и директору ПИ «Кыргыздортранспроект» Калилову Ж.К. на предмет конфликта интересов. Обычно МТиК, в целях подготовки ТЭО, ПСД или рабочего проекта, обращается за технической помощью к донорам или запрашивает средства из бюджета, но никогда не обращалась к подрядчику, который потом будет участвовать в тендере или может войти в сговор с другой компанией и помогать ей.

 

 Ссылаясь на отсутствие согласия со стороны компании «Чайна Роуд», ПИ «Кыргыздортранспроект» в лице директора Калилова Ж.К. отказался предоставлять ПСД и подписать договор на авторский надзор. Так как ПСД была разработана 6 лет назад, некоторые проектные решения в рамках данного проекта стали неактуальными вследствие износа конструктивных элементов дороги и инженерных сооружений.

 

Кроме того, на некоторые изменения в рабочий проект, появившиеся в ходе строительства, требовалось согласие автора проекта, однако в связи с отсутствием договора на авторский надзор, ПИ «Кыргыздортранспроект» отказывался согласовывать изменения: имеются официальные обращения генерального подрядчика.

В связи с этим строительные работы на трех мостах были начаты с задержкой в 3 недели по причине саботажа автора проекта. Данные обстоятельства также повлияли на сроки реализации проекта.

Договор на авторский надзор между ДДХ и ПИ «Кыргыздортранспроект» был подписан только 9 марта 2016 года после неоднократных устных и официальных обращений в адрес директора института Калилова Ж.К.

При этом, все руководители дорожной сферы в полной мере владели информацией о необходимости скорейшего завершения строительных работ для своевременного проведения ряда важных мероприятий государственного значения, в особенности следующих Игр кочевников.

Также могу сообщить, что перенос коммуникаций линий электропередач и связи идут по графику. Однако, перенос водопроводных труб затянулся из-за вмешательства министра А.Дж.Малабаева, так как он хотел назначить субподрядчиком по данным работам компанию «Мост групп». Данные работы до сих пор не начаты.

Я неоднократно информировал замминистра Уезбаева У.К., что идет саботирование реализации проекта, но он не решился обратиться к руководству Правительства КР, так как доверял министру и считал, что это его прерогатива как руководителя и без согласования с ним он не мог обращаться с такого рода информацией.

В настоящее время идут проверки со стороны АКС, 5-го управления МВД, Депутатской комиссии. С 11 апреля 2016 года проверку начнет Генеральная прокуратура КР. Завершена проверка межведомственной комиссии.

Все эти проверки и бесконечное писание объяснительных почти полностью парализовала работу ДДХ – например, результаты тендера на битум были объявлены с задержкой почти на 3 недели; нет возможности подготовиться к проведению тендера на закупку 2-единиц передвижных дорожных лабораторий для создания базы данных о состоянии дорог и проведения инспекционных проверок, разметочных машин и т.д.

Кроме того, я не уверен, что по результатам проверки найдут истинных виновных.

Что касается обвинения в мой адрес о сговоре с выигравшей компанией, то до проведения тендера по закупке работ в рамках проекта реконструкции автодороги Балыкчы-Тамчы-Чолпон-Ата-Корумду, я понятия не имел какие иностранные компании будут участвовать в тендере, и тем более не знал об участии китайской компании «Лонг Хай».

Сговор Кайынбаева Н.Б. с данной компанией для продления окончательного срока предоставления предложений можно легко установить – необходимо запросить официальную информацию в Департаменте госзакупок (ДГЗ) о дате и времени регистрации и вложения на сайт элетронной закупки соответствующих документов участников тендера.

Если подтвердится, что компания «Лонг Хай» вложила свои документы после первоначального срока, установленного в 14-00 часов 21 октября 2015 года, то тогда можно хотя бы подозревать меня в сговоре с этой компанией.

Я считаю, что, вместо голословного обвинения, министр, как руководитель ответственный за работу каждого сотрудника в своем ведомстве, должен был проверить хотя бы это.

Тем более, что одна из компаний, не успевших зарегистрироваться и вложить документы для участия в данном тендере (несмотря на продление сроков), приходила после закрытия тендера в ДДХ и обращалась в тендерную комиссию с просьбой принять их документы дополнительно. При этом с ними находился помощник министра, и все понимали, что они пришли (в нарушение условий тендера) с ведома министра. Потому что, помощник министра никогда не решился бы на такое самоуправство на глазах у всех членов тендерной комиссии и сотрудников ДДХ без соответствующего разрешения министра.

Несмотря на это, тендерная комиссия отказала данной компании в дополнительной принятии документов, тем более, что при электронных закупках, сайт без человеческого участия закрывает доступ на тендер после наступления окончательного срока и автоматически формирует протокол вскрытия.

С       уважением,

Заместитель директора

Департамента дорожного хозяйства

Министерства транспорта и коммуникаций        КР       Кайынбаев Н.Б»