17

Апрель

2017

Премьер-министр Сооронбай Жээнбеков: По итогам 2016 года Правительству удалось стабилизировать экономическую ситуацию в стране и сбалансировать республиканский бюджет

Премьер-министр Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков сегодня, 17 апреля, представил отчет о деятельности Правительства Кыргызской Республики за 2016 год на рассмотрение коалиции фракций парламентского большинства Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

Ниже приводим текст выступления Премьер-министра Сооронбая Жээнбекова:

«

                                                      Уважаемый Төрөбай Закирович,

                                                   Уважаемый Алмазбек Батырбекович,

                                                       Уважаемый Алтынбек Турдубаевич,

                                                                Уважаемые депутаты!

Позвольте представить вам отчёт о результатах деятельности Правительства Кыргызской Республики за 2016 год.  Отчет подготовлен в новом формате.

В отчетном периоде работа Правительства была ориентирована на достижение приоритетов, определенных в Программе Правительства Кыргызской Республики «Доверие и единство» на 2016 год, утвержденной Постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 13 апреля 2016 года № 438-VI, в рамках которой Правительством был утвержден План действий на 2016 год.

Исполнение Программы Правительства Кыргызской Республики за 2016 год по целям составило 90%.

В Кыргызской Республике реализуются различные секторальные и отраслевые стратегические документы.

Обобщенный показатель реализации общегосударственных программ за 2016 год составил 78,1 %.

Индекс доверия населения по итогам 2016 года составил 27,8 балла, что на 5,8 баллов больше чем в 2015 году.

Согласно методологии по осевой шкале Индекс доверия населения за 2016 год в процентном выражении составил 63,9%.

Еще одной внешней оценкой развития страны является положение Кыргызстана в международных рейтингах.

Индекс восприятия коррупции – на 136 месте, что на 13 позиций ниже, чем в 2015 году. Это обусловлено тем, что в отчетном году в индекс были добавлены 9 стран, а оценка данного индекса по нашей стране не изменилась и составила те же 28 балов.

Индекс экономической свободы – на 89 месте, улучшение на 7 позиций.

Индекс «Doing Business» - на 75 месте, снижение на 2 позиции. Данное снижение связано с изменениями в методологии и изменении количества стран в рейтинге, но по показателям республика улучшила свои оценки по сравнению с предыдущим годом.

Индекс глобальной конкурентоспособности – на 111 месте, снижение на 9 позиций. Позиции Кыргызстана в данном рейтинге снизились в связи кризисом и экономическим спадом в странах - основных торговых партнерах.

Индекс социального прогресса – на 79 месте, улучшение на 14 позиций.

Индекс свободы прессы - на 85 месте, повышение на 3 позиции.

Индекс процветания – на 77 месте, как и в предыдущем году.

В целях улучшения показателей Кыргызской Республики в международных рейтингах утвержден отдельный План действий по основным направлениям, подключение к системе электроснабжения, налогообложение, обеспечение исполнения контрактов и разрешение неплатежеспособности.

В целом интегрированные позиции в международных рейтингах Кыргызской Республики в процентном выражении в 2016 году составили 42,2 %, что на 0,2% больше, чем в предыдущем году.

Таким образом, согласно новому формату Интегральный показатель работы Правительства Кыргызской Республики за отчетный год составил 46,9 %.

Главной задачей Правительства на 2016 год было удержание динамики экономического роста, который был вызван влиянием негативных тенденций в мировой экономике и в странах - основных торговых партнеров Кыргызской Республики.

По итогам отчетного года объем ВВП сложился в сумме 458 млрд сомов, а реальный темп роста составил 103,8 % при прогнозе в 2,7%.

Дефлятор ВВП сложился на уровне 102,5 %.

Экономический рост обеспечен всеми секторами экономики.

Среднегодовой уровень инфляции в 2016 году составил 100,4 %, что является одним из самых низких показателей стран ЕврАзЭС.

Несмотря на падение объемов промышленной продукции за первый квартал 2016 года на 25%, к концу года нам удалось обеспечить рост данного сектора на 5,2%.

В отчетном году произведено валовой продукции сельского хозяйства, на сумму 197,1 млрд. сомов.

Увеличение объемов валового выпуска сельскохозяйственной продукции обеспечено за счет увеличения производства продукции животноводства на 2,5 % и растениеводства на 3,7 %.

Так, если в целом по Союзу стоимостные объемы взаимной торговли сократились в 2016 году, то Кыргызстан увеличил поставки своей продукции на 4,4%.

В отопительном сезоне 2016-2017 годов энергетическая система работала стабильно.  В энергетической отрасли выработано 13,04 млрд. кВтч электроэнергии, что на 85 млн кВтч больше, чем в 2015 году. Потери сократились с 15 до 13,9%.

Общий объем валовой продукции строительства в 2016 году составил 128,6 млрд. сомов, и увеличился на 7,4%.

Валовой выпуск сферы услуг за 2016 год сложился в объеме 387,7 млрд сомов и реальный темп роста составил 102,9 %.

Поступление прямых иностранных инвестиций в сравнении с 2015 годом снизилось на 58,4% и составило 654,8 млн долл. США. 40% инвестиций, которые пришли в Кыргызстан в 2016 году, - это инвестиции из государств ЕврАзЭС.

Объем импорта товаров составил 3919,1 млн. долларов США, и снизился на 3,7%. Объем экспорта товаров составил 1544,6 млн. долларов США, и увеличился на 5,1%.

Дефицит торгового баланса в январе-декабре 2016 года составил 2374,5 млн долл. США, сократившись 8,6% по сравнению с 2015 годом.

Так, общий объем доходов государственного бюджета за 2016 год составил 130,6 млрд сомов и по сравнению с 2015 годом доходы возросли на 1,8% или на 2,3 млрд сомов.

Вместе с тем, налоговых поступлений было собрано на 11,8 млрд. больше, чем в предыдущем году.

За 2016 год расходная часть республиканского бюджета исполнена в сумме 131,3 млрд сомов, и в сравнении с 2015 годом увеличилась на 18,4 млрд сомов, или на 16,3 %.

В 2016 году удельный вес расходов из республиканского бюджета на социальную сферу составил 53,5% или 73,1 млрд. сомов.

За отчетный период на выплату государственных пособий из средств республиканского бюджета профинансированы денежные средства на общую сумму 5,4 млрд. сомов, что на 10,3% больше по сравнению с 2015 годом.

По итогам 2016 года показатель младенческой смертности составил 16,6 на 1000 родившихся. Показатель детской смертности снизился на 8%.

Показатель материнской смертности в республике уменьшился в 2016 году на 29,9 % по сравнению с 2015 годом.

Средняя реальная заработная плата учителей школ составила 13 824 сома в месяц, впервые сравнявшись со средней реальной заработной платой по стране.

Самое важное, что в условиях кризиса Правительство обеспечило 100% финансирование защищенных статей бюджета (заработная плата, отчисления в Соцфонд, расходы на медикаменты, питание, пособия, стипендии).

В 2016 году было профинансировано строительство 278 социальных объектов на сумму 5,2 млрд. сомов, из которых завершено 97 объектов.

В отчетном году объемы работ по строительству и ремонту дорог выполнены на сумму 4871,4 млн. сомов, что составило 144,3% к показателю 2015 года. Из них выполнение по текущему бюджету составило 1 914,1 млн. сомов и по объектам государственных капитальных вложений – 2 957,3 млн. сомов.

Правительство продолжает реабилитацию международных и внутренних транспортных коридоров.

Несмотря на выпадения доходов в бюджете, мы продолжили либерализацию фискального режима для развития бизнеса и улучшения конкурентоспособности наших предприятий в рамках ЕврАзЭС.

- отменили налог с продаж для экспортеров товаров, работ и услуг (с 1 января 2016 года);

- установили нулевую ставку налога с продаж для операций в безналичной форме (c 1 июля 2016 года);

- вдвое снижены ставки единого налога по упрощенной системе налогообложения при реализации товаров, работ и услуг, оплаченных в безналичной форме (с 6% до 3%);

- до 1 сентября 2018 года сохраняются действующие льготы по налогу на прибыль и НДС для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, осуществляющих переработку сельхозпродукции (освобождение от НДС и налога на прибыль);

- местным органам самоуправления делегированы полномочия по сбору местных налогов, а также налога на основе обязательного и добровольного патента.

В целях защиты отечественных производителей и борьбы с нелегальным ввозом товаров введен минимальный уровень контрольных цен, вводится механизм внедрения контрольно-кассовых машин с функцией передачи данных в онлайн режиме.

В данное время ведется работа по разработке новой редакции Налогового кодекса Кыргызской Республики.

Кроме того, в текущем году Правительство продолжит работу над оптимизацией лицензионно-разрешительной системой, включая внедрение автоматизированной системы выдачи лицензий.

Одной из важных проблем бизнеса является доступ к финансам. Правительство планомерно ведет в этом направлении следующую работу:

- создан ОАО «Гарантийный фонд» с капиталом в 282 млн. сомов, на сегодняшний день выдано 19 гарантий на сумму 17,7 млн. сомов;

- в рамках проекта «ФСХ - 4» выдано кредитов 13245 на сумму 4,8 млрд. сомов, к уровню 2015 года рост льготных кредитов составил 26,3 %;

- будет принята Среднесрочная программа продвижения инвестиций на 2017-2019 годов;

- будут активизированы подготовка и реализация проектов ГЧП.

По итогам 2016 года из 500 млн. долларов, выделенных Российской Федерацией, уже одобрено 647 проектов на сумму 202 млн. долларов.

Для полноценного использования возможностей нового рынка в рамках ЕврАзЭС необходимо создать буферную инфраструктуру для отраслей экономики.

Для этого в 2017 году будет продолжена работа по запуску проекта «Технополис» для текстильно-швейного производства». Данный вопрос уже четвертый год находится на начальной стадии. В отчетном году мы решили главный вопрос с выделением земельного участка в селе Военно-Антоновка.

Кроме того, Правительством принята Концепция развития хлопковой отрасли в Кыргызской Республике на 2017-2021 годы.

Для поддержки этих направлений начата реализация следующих проектов:

- Запуск предприятия «Текстиль Транс» в Токмоке;

- Строительство текстильной фабрики Дениз-текстиль в г. Кара-Балта на сумму 35 млн. долл. США.

Правительством разрабатывается Стратегия развития сахарной отрасли. На данный момент уже предусмотрено предоставление 20 % скидки на железнодорожные перевозки для производителей свеклы. Кроме того, РКФР одобрил кредиты для модернизации сахарных заводов «Кошой» (10 млн. долларов США) и «Кайынды-Кант» (5,5 млн. долларов США). При решении данного вопроса страна будет обеспечено сахаром.

Для развития бизнеса и увеличения экспортной продукции в 2016 году был создан единый институт по привлечению инвестиций и продвижению экспорта, а также актуализирована Программа по развитию экспорта.

В целях использования полного потенциала и возможностей ЕврАзЭС для нашей страны, а также поиска и выхода на новые рынки сбыта, планируется продолжить работу по признанию эквивалентности системы ветеринарного контроля со странами ЕврАзЭС. Для этого будет продолжена работа по созданию комплекса современных лабораторий, соответствующих международным стандартам сертификации качества. Также будет внедрена информационная система по отслеживанию ветеринарных и фитосанитарных сертификатов.

Оснащены 4 пункта пропуска «Манас», «Ош», «Торугарт», «Иркештам» и 7 ветеринарно-контрольных пропускных пунктов «Торугарт», «Иркештам», «Достук», «Кызыл Бел», железнодорожная станция «Кара-Суу», аэропорты «Манас» и «Ош».

Дополнительно проводится работа по строительству и оснащению 6 пунктов пропуска за счет средств государственного бюджета («Ак-Тилек», «Токмок-Автодорожный», «Кен-Булун»).

Также за счет государственного бюджета строятся 4 новые ветеринарные лаборатории в городах Талас, Баткен, Каракол, Балыкчы, а также проводятся работы по идентификации животных. И это поможет окончательно снять ветеринарный контроль на кыргызско-казахстанском участке границы.

Продукция растительного происхождения вообще не имеет ограничений для экспорта.

Подготовлен перечень дополнительных изъятий по единому таможенному тарифу (ЕТТ) для Кыргызской Республики по приоритетным секторам, который будет в ближайшее время передан в ЕЭК для рассмотрения (742 товарной позиции, в том числе по продукции производимой в СЭЗ Бишкек).

Получение статуса «ВСП+» Европейского союза также требует внедрение системы инфраструктуры качества.

В связи с чем разрабатывается План мероприятий по реализации Концепции развития национальной инфраструктуры качества КР на период до 2020 года.

В связи со вступлением с 12 августа 2017 года принципов ХАСПП и 18 Технических регламентов ЕврАзЭС проводится информационная кампания по этим вопросам.

В сфере сельского хозяйства оказана поддержка внедрению технологии капельного орошения, обеспечено строительство и запуск 300 новых теплиц в регионах республики, а также начато строительство 10 современных предприятий по организованному убою скота и первичной переработке мяса.

Утверждена и реализуется Программа по созданию машинно-тракторных станций до 2020 года. В 2016 году по стране открылись 32 новых МТС и техсервисов, и по лизингу выдано 259 единиц техники на общую сумму 376,7 млн сомов.

Разработан проект Государственной программы развития ирригации Кыргызской Республики на 2017-2026 годы, который вскоре будет утвержден.

В целях обеспечения питьевой водой населенных пунктов и систем водоотведения, в прошлом году Правительством была принята Стратегия развития систем питьевого водоснабжения и водоотведения населенных пунктов Кыргызской Республики до 2026 года.

В соответствии с Планом мероприятий по реализации Стратегии, до 2026 года на территории республики запланировано построить и реабилитировать системы водопроводов в 657 селах и 22 городах, а также в 26 районных центрах.

С начала 2016 года начата реализация проектов, охватывающих 140 сел и 10 городов на общую сумму 11 млрд. 754 млн. сомов. Одобрены проекты городов Баткен, Нарын, Ош (2 фаза), Кара-Суу, Чолпон-Ата, Кызыл-Кия, Майлы-Суу, Узген, Токтогул и Балыкчи, по которым уже начата работа. По остальным городам разработаны технико-экономическое обоснование и вскоре будет подписано соглашение с ЕБРР.

Прошлый год был насыщен проведением политических и социально-культурных мероприятий международного масштаба. На высоком уровне были проведены саммиты глав государств СНГ, ШОС, ОДКБ, ЕАЭС, а также успешно проведены II Всемирные Игры Кочевников. Отмечена 100-летняя годовщина Уркуна.

В 2016 году были успешно проведен референдум по изменению Конституции КР и выборы депутатов в местные кенеши с применением биометрических данных.

В прошлом году мы сделали упор на автоматизацию государственных услуг.

В целях активизации данного вопроса в 2016 году было принято решение о создании отдельного государственного органа (ГКТИС) ответственного за внедрение электронного управления и информатизации.

На базе функционального анализа на межведомственном уровне разработан государственный портал электронных государственных услуг «Тундук», отдельные элементы которого проходят тестирование.

В целях повышения рентабельности государственных предприятий и их эффективного управления, была проведена оптимизация деятельности государственных предприятий. Было проанализировано 1130 государственных предприятий, по результатам которой в 2016 году ликвидировано 118 ГП, преобразовано в учреждение 81 ГП и реорганизовано путем присоединения 19 ГП.

Таким образом, Правительством КР начато изменение системы управления государственной собственностью. Кроме этого, для повышения эффективности менеджмента планируется разработать и внедрить систему бонусов для органов управления, привязанную к финансовым результатам деятельности компаний.

До конца 2017 года Правительство планирует завершить полную инвентаризацию государственного имущества.

В целях развития регионов, раскрытия их потенциала. Правительством принята Концепция развития регионов. В основу Концепции заложен новый подход -  города станут точками роста и локомотивами экономического развития регионов.

Планируется в средне и долгосрочной перспективе развивать специализацию регионов через создание соответствующей производственной, сельскохозяйственной и логистической инфраструктуры, а также формирование кластеров.

Данная Концепция станет руководством при принятии Концепции промышленного развития и Концепции развития энергетики.

Кроме того, в рамках реализации концепции индустриализации совместно с РКФР будут реализованы проекты по размещению необходимых промышленных и предприятий переработки сельскохозяйственной продукции в регионах.

Согласно принятого макроэкономического прогноза рост экономики в 2017 году планируется на уровне 3,5%. По оценкам ЕЭК, это самый высокий показатель для пространства ЕврАзЭС.

Но для достижения этой цели необходима эффективная реализация всех намеченных планов, а также поддержка всех ветвей власти, бизнеса и населения.

В этой связи, Ваша поддержка, уважаемые депутаты Коалиции большинства имеет важное значение.

По предварительным итогам первого квартала 2017 года, рост ВВП уже составил 7,8%. Если Вы помните в прошлом году в этом же периоде было падение ВВП на 6,4%.

Правительству КР удалось стабилизировать экономическую ситуацию в стране и сбалансировать республиканский бюджет, в связи с чем прошу вас поддержать отчет Правительства за 2016 год».

Отдел информационного обеспечения

Аппарата Правительства

Кыргызской Республики