27

Апрель

2017

Премьер-министр Сооронбай Жээнбеков: В 2016 году Правительству удалось стабилизировать экономическую ситуацию в стране и заложить основы для достижения долгосрочных целей развития страны

Премьер-министр Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков сегодня, 27 апреля, представил отчет о деятельности Правительства Кыргызской Республики за 2016 год Жогорку Кенешу Кыргызской Республики.

 Ниже приводим текст выступления Премьер-министра Сооронбая Жээнбекова:

   «Уважаемый Чыныбай Акунович,

Уважаемые лидеры фракций!

Уважаемые депутаты!

Позвольте представить Вам отчёт о результатах деятельности Правительства Кыргызской Республики за 2016 год. Отчет подготовлен в новом формате.

Данный отчет был рассмотрен на заседании Коалиции большинства, фракциях и комитетах. В ходе обсуждений на комитетах высказаны ряд конструктивных и ценных предложений, которые в обязательном порядке Правительством будут учтены.

В отчетном периоде работа Правительства была ориентирована на достижение приоритетов, определенных в Программе Правительства Кыргызской Республики «Доверие и единство» на 2016 год, утвержденной Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, в рамках которой Правительством был утвержден План действий на 2016 год.

Исполнение Программы Правительства Кыргызской Республики за 2016 год по целям составило 90%.

Кроме того, в Кыргызской Республике реализуются различные секторальные и отраслевые стратегические документы. Обобщенный показатель реализации общегосударственных программ за 2016 год составил 78,1%.

Индекс доверия населения по итогам 2016 года составил 27,8 балла, что на 5,8 баллов больше чем в 2015 году или в процентном выражении составил 63,9%.

Еще одной внешней оценкой развития страны является положение Кыргызстана в международных рейтингах.

Индекс восприятия коррупции – на 136 месте, что на 13 позиций ниже чем в 2015 году. Это обусловлено тем, что в отчетном году в индекс были добавлены 9 стран, а оценка данного индекса по нашей стране не изменилась и составила те же 28 балов.

Индекс экономической свободы – на 89 месте, улучшение на 7 позиций.

Индекс «Doing Business» - на 75 месте, снижение на 2 позиции. Данное снижение связано с изменениями в методологии и изменении количества стран в рейтинге, но по показателям республика улучшила свои оценки по сравнению с предыдущим годом.

Индекс глобальной конкурентоспособности – на 111 месте, снижение на 9 позиций. Позиции Кыргызстана в данном рейтинге снизились в связи кризисом и экономическим спадом в странах - основных торговых партнерах.

В целях улучшения показателей КР в международных рейтингах утвержден отдельный План действий по основным направлениям, подключение к системе электроснабжения, налогообложение, обеспечение исполнения контрактов и разрешение неплатежеспособности.

В целом интегрированные позиции в международных рейтингах Кыргызской Республики в процентном выражении в 2016 году составили 42,2 %, что на 0,2% больше, чем в предыдущем году.

Таким образом, согласно новому формату Интегральный показатель работы Правительства Кыргызской Республики за отчетный год составил 46,9%.

Уважаемые депутаты!

Главной задачей Правительства на 2016 год было удержание динамики экономического роста, который был вызван влиянием негативных тенденций в мировой экономике и в странах - основных торговых партнеров Кыргызской Республики.

Положительную динамику экономического роста отмечают и наши партнеры по ЕврАзЭС. Так, по данным ЕЭК, Кыргызстан среди государств-членов Евразийского экономического союза является лидером по темпам роста валового внутреннего продукта.

По итогам отчетного года объем ВВП сложился в сумме 458 млрд сомов, а реальный темп роста составил 103,8 % при прогнозе в 2,7%.

 Дефлятор ВВП сложился на уровне 102,5 %.

Экономический рост обеспечен всеми секторами экономики.

Среднегодовой уровень инфляции в 2016 году составил 100,4 %, что является одним из самых низких показателей стран ЕврАзЭС.

За 2016 год промышленными предприятиями произведено продукции на сумму 205,3 млрд сомов, реальный рост составил 5,2%.

В отчетном году произведено валовой продукции сельского хозяйства, на сумму 197,1 млрд. сомов, рост составил 3%.

Если в целом по ЕврАзЭС стоимостные объемы взаимной торговли сократились в 2016 году, то Кыргызстан увеличил поставки своей продукции на 4,4%.

В целях реформирования системы управления энергоотраслью был создан Госкомитет по промышленности, энергетике и недропользованию, ОАО «Национальный энергохолдинг».  Уже в 2016 году это дало свои результаты.

В отопительном сезоне отчетного периода энергетическая система работала стабильно.  В энергетической отрасли выработано 13,04 млрд. кВтч электроэнергии, что на 85 млн кВтч больше, чем в 2015 году. Потери сократились до 13,9%, а дебиторская задолженность на 1,7%.

Продолжается реализация крупных энергопроектов, таких как модернизация ТЭЦ города Бишкек с использованием угля с кыргызских месторождений, реконструкция Ат-Башинской ГЭС,  ввод второго гидроагрегата Камбаратинской ГЭС-2, реконструкция Токтогульской ГЭС.

Общий объем валовой продукции строительства в 2016 году составил 128,6 млрд. сомов, и увеличился на 7,4%.

Валовой выпуск сферы услуг за 2016 год сложился в объеме 387,7 млрд сомов и реальный темп роста составил 102,9 %.

Во внешнеторговом обороте в 2016 году объем импорта товаров составил 3919,1 млн. долларов США, и снизился на 3,7%. Объем экспорта товаров составил 1544,6 млн. долларов США, и увеличился на 5,1%.

Дефицит торгового баланса в январе-декабре 2016 года составил 2374,5 млн долл. США, сократившись 8,6% по сравнению с 2015 годом.

Так, общий объем доходов государственного бюджета за 2016 год составил 130,6 млрд сомов и по сравнению с 2015 годом доходы возросли на 1,8% или на 2,3 млрд сомов.

За 2016 год расходная часть республиканского бюджета исполнена в сумме 131,3 млрд сомов, и в сравнении с 2015 годом увеличилась на 18,4 млрд сомов, или на 16,3 %.

Одним из важных результатов деятельности Правительства за 2016 года явилась работа по сдерживанию дефицита бюджета на уровне 4,6 % к ВВП.

Уважаемые депутаты,

Как вы помните, Правительство приняло решение резко не снижать параметры доходной части в целях сохранения максимальных темпов поступлений налоговых и таможенных сборов.

Так, налоговых поступлений (по линии ГНС) было собрано на 11,8 млрд. больше, чем в предыдущем году.

Поступление страховых взносов по итогам 2016 года составило 26,5 млрд. сомов, или на 943,7 млн. сомов больше планируемого. Рост по сравнению с 2015 годом составил 2471,0 млн сомов, или на 10,3%.

В 2016 году удельный вес расходов из республиканского бюджета на социальную сферу составил 53,5% или 73,1 млрд. сомов.

За отчетный период на выплату государственных пособий из средств республиканского бюджета профинансированы денежные средства на общую сумму 5,4 млрд. сомов, что на 10,3% больше по сравнению с 2015 годом.

По итогам 2016 года показатель младенческой смертности составил 16,6 на 1000 родившихся. Показатель детской смертности снизился на 8%.

 Показатель материнской смертности в республике уменьшился в 2016 году на 29,9% по сравнению с 2015 годом.

В 2016 году введено 76 школ, а в текущем году Правительством принято решение сделать акцент на завершении строительства ранее начатых школ (192).

Охват дошкольным образованием детей от 3 до 5 лет вырос на 2,2% и составил 22,1% в 2016 году. Охват предшкольной подготовкой детей в возрасте 5-6 лет возрос более чем на 30 тысяч детей по сравнению с 2015 годом.

Средняя реальная заработная плата учителей школ составила 13824 сома в месяц, впервые сравнявшись со средней реальной заработной платой по стране.

Заработная плата работников бюджетной сферы в отчетном году выросла, по сравнению с 2015 годом, на 10,8 % и составила 11791 сом. При этом темп роста реальной заработной платы работников органов государственного управления составил 105,5 %.

В настоящее время Правительство изучает вопрос заработных плат сотрудников сферы культуры.

В целях поддержки населения в период валютных колебаний было проведено рефинансирование ранее выданных ипотечных кредитов и финансирование программы Доступное жилье. В рамках данной Программы выдано ипотечных кредитов более чем на 1 млрд сомов для 886 получателей. Процентная ставка снижена с 14 до 10%.

В 2016 году миграционный отток населения составил 3,9 тыс. человек, что на 7,2% меньше чем в 2015 году.

В трудовой миграции на конец 2016 года находится порядка 757 тысяч человек.

В рамках вступления КР ЕврАзЭС правовое положение трудящихся-мигрантов из Кыргызстана в этих странах значительно улучшилось, в связи в вступлением в силу ряда преференций. Права граждан Кыргызстана защищены в социальной и медицинской сфере. Прорабатывается вопрос получения пенсий.

Самое важное, что в условиях кризиса Правительство обеспечило 100% финансирование защищенных статей бюджета (заработная плата, отчисления в Соцфонд, расходы на медикаменты, питание, пособия, стипендии).

Обеспечение общественной безопасности является одним из приоритетов Правительства КР.

 В 2016 году на территории республики зарегистрировано 27481 преступлений, что на 5,5% меньше, чем в 2015 году.

Началась реформа системы правоохранительных органов. С целью исключения дублирующих функций среди правоохранительных органов упразднена Государственная служба по контролю наркотиков при Правительстве КР.

В структуре органов внутренних дел создано шесть служб, в том числе и по противодействию экстремизму и незаконной миграции.

Сотрудникам МВД запрещено проводить проверку деятельности субъектов предпринимательства.

Правительством были приняты меры по решению вопросов социальной защиты военнослужащих и работников правоохранительных органов. Так,  в 2016 они были обеспечены 420 квартирами, а уже в текущем году решен вопрос пайковых денег как при расчете пенсий, так и для действующих сотрудников.

В рамках реализации Государственной стратегии антикоррупционной политики Правительство совместно с Советом безопасности КР реализует детальные планы ведомств по демонтажу коррупционных схем в государственных органах.

Также, в рамках борьбы с коррупцией в 2016 году правоохранительными органами возбуждено 1239 уголовных дел по должностным и экономическим преступлениям, смежных с коррупцией. В рамках данных уголовных дел в доход государственного бюджета возмещено около 3 млрд сомов, что по сравнению с 2015 годом увеличено почти в 2 раза.

В отчетном году мы активизировали переговоры с соседними государствами по делимитации и демаркации границ. На данный момент с Узбекистаном рассмотрено и утверждено 1054,9 км (76,5%), с Таджикистаном 519,9 км (54%) от общей протяженности межгосударственной границы.

С Республикой Казахстан процесс делимитации и демаркации государственной границы завершен.

 Уважаемые депутаты!

Несмотря на выпадения доходов в бюджете, мы продолжили либерализацию фискального режима для развития бизнеса и улучшения конкурентоспособности наших предприятий в рамках ЕврАзЭС.

В целях защиты отечественных производителей и борьбы с нелегальным ввозом товаров введен минимальный уровень контрольных цен, вводится механизм внедрения контрольно-кассовых машин с функцией передачи данных в онлайн режиме.

В данное время ведется работа по разработке новой редакции Налогового кодекса Кыргызской Республики.

Кроме того, в текущем году Правительство продолжит работу над оптимизацией лицензионно-разрешительной системой, включая внедрение автоматизированной системы выдачи лицензий.

В рамках проекта «Системный анализ регулирования», был проанализирован перечень из 1068 нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. В 2016 году были даны рекомендации к 496 НПА и к 255 административным процедурам.

Предлагаемые рекомендации направлены на исключение противоречий, дублирований и коллизий в законодательстве, а также устранение возникновения различных коррупциогенных схем, оптимизацию отдельных норм НПА.

Одной из важных проблем бизнеса является доступ к финансам. Правительство планомерно ведет в этом направлении следующую работу:

-создан ОАО «Гарантийный фонд» с капиталом в 282 млн сомов, на сегодняшний день выдано 19 гарантий на сумму 17,7 млн сомов;

-в рамках проекта «ФСХ - 4» выдано кредитов 13245 на сумму 4,8 млрд сомов, к уровню 2015 года рост льготных кредитов составил 26,3%.

Хотелось бы отметить, что в этом году мы утвердили проект «ФСХ-5». Это позволит выделить льготные кредиты на сумму 7 млрд сомов.

Кроме того, мы снизили процентную ставку на экспорто-ориентированное сельскохозяйственное производство, переработку сельскохозяйственной продукции, услуги в отрасли сельского хозяйства до 6%.

будет принята Среднесрочная программа продвижения инвестиций на 2017-2019 годов;

 будут активизированы подготовка и реализация проектов ГЧП.

По итогам 2016 года из 500 миллионов долларов, выделенных Российской Федерацией, уже одобрено 647 проектов на сумму 202 млн долларов США.

Для полноценного использования возможностей нового рынка в рамках ЕврАзЭС будет продолжена работа по запуску проекта «Технополис» для текстильно-швейного производства». В отчетном году мы решили главный вопрос с выделением земельного участка в селе Военно-Антоновка.

Кроме того, Правительством принята Концепция развития хлопковой отрасли в Кыргызской Республике на 2017-2021 годы.

Для поддержки этих направлений начата реализация следующих проектов:

Запуск предприятия «Текстиль Транс» в Токмоке;

Строительство текстильной фабрики Дениз-текстиль в г. Кара-Балта на сумму 35 млн.долл. США;

Правительством разрабатывается Стратегия развития сахарной отрасли. На данный момент уже предусмотрено предоставление 20 % скидки на железнодорожные перевозки для производителей свеклы. Кроме того, РКФР одобрил кредиты для модернизации сахарных заводов «Кошой» (10 млн. долларов США) и «Кайынды-Кант» (5,5 млн. долларов США).

Для развития бизнеса и увеличения экспортной продукции в 2016 году был создан единый институт по привлечению инвестиций и продвижению экспорта, а также актуализирована Программа по развитию экспорта.

В прошлом году начата модернизация системы  управления в агропромышленном комплексе.

В целях признания эквивалентности системы ветеринарного контроля со странами ЕврАзЭС будет продолжена работа по созданию комплекса современных лабораторий, соответствующих международным стандартам сертификации качества. Так же будет внедрена информационная система по отслеживанию ветеринарных и фитосанитарных сертификатов.

Оснащены 4 пункта пропуска «Манас», «Ош», «Торугарт», «Иркештам» и 7 ветеринарно-контрольных пропускных пунктов «Торугарт», «Иркештам», «Достук», «Кызыл Бел», железнодорожная станция «Кара-Суу», аэропорты «Манас» и «Ош».

Дополнительно проводится работа по строительству и оснащению 6 пунктов пропуска за счет средств государственного бюджета («Ак-Тилек», «Токмок-Автодорожный»,  «Кен-Булун», «Ак-жол», «Чалдовар», «Чон-Капка»).

Впервые за много лет, за счет государственного бюджета строятся 4 новые ветеринарных лаборатории в городах Талас, Баткен, Каракол, Балыкчы, а также проводятся работы по идентификации животных.

И это поможет окончательно снять ветеринарный контроль на кыргызско-казахстанском участке границы.

Продукция растительного происхождения вообще не имеет ограничений для экспорта.

Подготовлен перечень дополнительных изъятий по единому таможенному тарифу (ЕТТ) для Кыргызской Республики по приоритетным секторам, который будет в ближайшее время передан в ЕЭК для рассмотрения (742 товарной позиции, в том числе по продукции производимой в СЭЗ Бишкек).

Получение статуса «ВСП+» Европейского союза также требует внедрение системы инфраструктуры качества.

В связи с чем разрабатывается План мероприятий по реализации Концепции развития национальной инфраструктуры качества КР на период до 2020 года.

Правительство усиливает информационную кампанию по вопросам стандартизации и сертификации экспортируемой продукции и по 18 Техническим регламентам вступающим в силу с 12 августа 2017 года.

Вместе с тем хочу отметить, что документы о соответствии, полученные в рамках национального законодательства до этой даты, будут действовать еще 2 года. Также, продукция, которая будет выпущена до этой даты будет находиться на рынке до истечения их срока годности.

В сфере сельского хозяйства оказана поддержка внедрению технологии капельного орошения, обеспечено строительство и запуск 706 новых теплиц в регионах республики, а также строительство 10 современных предприятий по организованному убою скота и первичной переработке мяса.

Утверждена и реализуется Программа по созданию машинно-тракторных станций до 2020 года. В 2016 году по стране открылись 32 новых МТС и техсервисов, и по лизингу выдано 259 единиц техники на сумму 376,7 млн сомов.

В этом году разработан проект Государственной программы развития ирригации Кыргызской Республики на 2017-2026 годы.

В целях обеспечения питьевой водой населенных пунктов и систем водоотведения, в прошлом году Правительством была принята Стратегия развития систем питьевого водоснабжения и водоотведения населенных пунктов Кыргызской Республики до 2026 года.

В соответствии с Планом мероприятий по реализации Стратегии, до 2026 года на территории республики запланировано построить и реабилитировать системы водопроводов в 657 селах и 22 городах, а также в 26 районных центрах, которые имеют статус села наравне с водопроводами построить системы канализации.

Совместно с партнерами по развитию реализуются и на начале стадии реализации проекты предусмотренные в Стратегии в 22 городах на сумму 177,5 млн. евро или 12,9 млрд. сомов. Так, одобрены 14 проектов в 11 городах, включая Кара-Балту, Токмок, Майли-Суу, Узген, Токтогул, Балыкчи и другие.

В настоящее время, начиная с 2016 года за счет доноров таких как, ЕБРР, ВБ, ИБР привлечены средства в сумме 21,1 млрд. сомов и данная работа продолжается и по сей день.

Прошлый год был насыщен проведением политических и социально-культурных мероприятий международного масштаба. На высоком уровне были проведены саммиты глав государств СНГ, ШОС, ОДКБ, ЕАЭС, а также успешно проведены II Всемирные Игры Кочевников. Отмечена 100-летняя годовщина Уркуна.

В 2016 году были успешно проведен референдум по изменению Конституции КР и выборы депутатов в местные кенеши с применением биометрических данных.

 Уважаемые депутаты!

Несмотря на внутреннее сопротивление системы государственного управления и с учетом внешних вызовов, связанных с интеграционными процессами, Правительством начата ее оптимизация.

 В рамках нее мы упразднили ряд областных учреждений, дублирующих функции других государственных органов, либо осуществляющих функции передаточного звена от районов в министерства и ведомства.

Это повлекло за собой оптимизацию структуры управления 8 министерств и 6 административных ведомств.

Кроме того, мы сделали упор на автоматизацию государственных услуг.

В целях активизации данного вопроса в 2016 году было принято решение о создании отдельного государственного органа (ГКТИС) ответственного за внедрение электронного управления и информатизации.

На базе функционального анализа на межведомственном уровне разработан государственного портала электронных государственных услуг «Түндүк», отдельные элементы которого проходят тестирование.

Сейчас необходимо принятие нормативно-правовой базы для полноценного внедрения государственных услуг в электронном виде.

В целях повышения рентабельности государственных предприятий и их эффективного управления, была проведена оптимизация деятельности государственных предприятий. Было проанализировано 1130 государственных предприятий, по результатам которой в 2016 году ликвидировано 118 ГП, преобразовано в учреждение 81 ГП и реорганизовано путем присоединения 19 ГП.

Таким образом, Правительством КР начато изменение системы управления государственной собственностью. Создан «Единый реестр государственного имущества Кыргызской Республики» (МАИС ЕРГИ).

До конца 2017 года Правительство планирует завершить полную инвентаризацию государственного имущества.

Что касается проекта «Безопасный город», после завершения судебных разбирательств, Правительство сможет активно приступить к реализации проекта. Вместе с тем, нами в настоящее время ведутся работы по оценке потребностей для внедрения программно-аппаратного комплекса видеонаблюдения, фото и видеофиксации, фото и видеораспознавания в городах Бишкек и Ош за счет собственных средств.

В целях развития регионов, раскрытия их потенциала. Правительством принята Концепция развития регионов. В основу Концепции заложен новый подход -  города станут точками роста и локомотивами экономического развития регионов.

Планируется в средне и долгосрочной перспективе развивать специализацию регионов через создание соответствующей производственной, сельскохозяйственной и логистической инфраструктуры, а также формирование кластеров.

Данная Концепция станет руководством при принятии Концепции промышленного развития и Концепции развития энергетики.

Кроме того, в рамках реализации концепции индустриализации совместно с РКФР будут реализованы проекты по размещению необходимых промышленных и предприятий переработки сельскохозяйственной продукции в регионах.

Данные стратегические документы направлены на обеспечение экономического роста, который в 2017 году запланирован на уровне 3,5%. По оценкам ЕЭК, это самый высокий показатель для пространства ЕАЭС.

Уже по предварительным итогам первого квартала 2017 года, рост ВВП составил 7,8%. Если Вы помните в прошлом году в этом же периоде было падение ВВП на 6,4%.

 Уважаемые депутаты,

С учетом опыта реализации общегосударственных стратегических программ, я хотел бы отметить, что нам необходимо обозначить долгосрочное видение развития страны.

В среднесрочной стратегии нам необходимо точечно расставить приоритеты, не распыляя ресурсы, сосредоточиться на их реализации.

Мы должны поставить реальные достижимые цели, точно определенными по срокам, ресурсам и ответственности.

Наша общая цель, чтоб Кыргызстан стал страной открытой, свободной, комфортной и безопасной для жизни людей и инвестиций.

Сохраняя традиции Великого Шелкового пути, Кыргызстан должен продолжить работу по проектам, раскрывающим транзитный потенциал страны, через которую пролегают воздушные, автомобильные и железнодорожные транспортные коридоры.

В век цифровых технологий Кыргызстан должен стать страной информационно - коммуникационных возможностей, соединяющий и международные потоки связи.

Развитие страны и развитие человека, как личности, не отделимы друг от друга. Люди являются самым ценным социальным капиталом Кыргызской Республики!

Поэтому государство своевременно и в полном объеме должно обеспечивать свои социальные обязательства, включая доступное здравоохранение, качественное образование, и эффективную социальную защиту. Для этого мы должны построить сильную и устойчивую экономику.

Для успешного выполнения поставленных задач нам нужна эффективная система государственного управления, основанная на ясных и четких процедурах, современных технологиях и компетентных кадрах.

Еще одним фундаментальным условиям является – консолидация усилий всех ветвей власти и народа, и не только на стадии постановки целей, но и в их реализации! Каждый гражданин страны должен иметь «чувство собственности» к судьбе государства.

Время показало, что Кыргызстан не может копировать чью-то модель развития, основанную на «модели денег». Мы, помня свою историю и традиции, должны создать собственную идеологию образа «кыргызстанца», опираясь на свою культуру и ценности, в которой духовные ценности и отношение к природе были выше, чем материальные блага.

 Уважаемые депутаты!

Общие приоритеты развития страны не зависят от того, находятся они в программе Правительства или отдельной партии. Только совместными усилиями мы сможем выполнить и достичь поставленных целей.

В отчетном году Правительству КР удалось стабилизировать экономическую ситуацию в стране и заложить основы для достижения долгосрочных целей развития  страны.

В текущем году мы продолжаем эту работу, в связи с чем прошу Вас поддержать отчет Правительства за 2016 год».

Отдел информационного обеспечения

Аппарата Правительства

Кыргызской Республики