02
Июль
Вице-премьер-министр Дамира Ниязалиева:«Забота о детях — это планомерная, кропотливая работа»
Сегодня, 2 июля, вице-премьер-министр Кыргызской Республики Ниязалиева Дамира приняла участие в среднесрочном обзоре ЮНИСЕФ, совместно с детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) в Кыргызской Республике и подвели итоги результатов проделанной работы и обзора Программы сотрудничества Правительства Кыргызской Республики с ЮНИСЕФ на 2012-2016 гг.
На обсуждении вице-премьер-министр отметила, что забота о детях — это планомерная, кропотливая работа. И реализация Программы сотрудничества является важнейшей составной частью нашей деятельности.
Ниже приводится полный текст выступления вице-премьер-министра Кыргызской Республики Дамиры Ниязалиевой.
Уважаемая госпожа Юки Мокуо! Уважаемые коллеги!
Разрешите приветствовать вас на столь важном мероприятии, посвященном Среднесрочному обзору по реализации Программы сотрудничества между Правительством Кыргызской Республики и ЮНИСЕФ на 2012-2016 годы.
Целью нашей сегодняшней встречи является – оценка прогресса, достигнутый Правительством Кыргызской Республики в партнерстве с ЮНИСЕФ в сфере реализации прав детей.
Программа сотрудничества на 2012-2016 годы нацелена на решение трех основных проблем развития страны:
- бедности;
- уязвимости и социальной изоляции детей;
- недостатков систем обеспечения прав и защиты детей.
Реализация Программы нашего сотрудничества должна содействовать достижению следующих результатов:
- Увеличение числа женщин и детей из малоимущих и уязвимых семей, имеющих доступ к качественным необходимым услугам медицинской помощи,
- Расширение вопросов питания детей и питания в целом наших граждан;
- Обеспечение равных возможностей детям и семьям на получение качественных услуг;
- увеличение доли детей имеющих доступ к услугам дошкольных учреждений, проживающих в населенных пунктах отдаленных районов;
- снижение риска бедствий и уязвимости детей в школах при чрезвычайных ситуациях.
Главными направлениями деятельности Правительства и ЮНИСЕФ, в рамках реализации Программы сотрудничества, является:
- оказание содействия политике охраны здоровья матери и ребенка;
- дальнейшее совершенствование системы образования по предоставлению улучшенных и инклюзивных услуг;
- социальная защита детей и предоставление своевременных и качественных социальных услуг;
- развитие потенциала и толерантности молодежи.
Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Кыргызская Республика выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
Забота о детях — это планомерная, кропотливая работа! И реализация Программы сотрудничества является важнейшей составной частью этой работы. В нашей республике дети и подростки составляют 33,1% от общей численности населения.
За последние пять лет Кыргызстан достиг определенного прогресса в достижении своих национальных целей, в том числе Целей развития тысячелетия (ЦРТ). Отмечен прогресс по некоторым показателям ликвидации крайней нищеты и голода, по обеспечению экологической устойчивости, по формированию глобального партнерства в целях развития. Так например в 2014 году ВВП на душу населения составил 1320 долл. США, уровень бедности – 30,6%, а уровень крайней бедности – 1,2%.
Детская смертность до 5 лет снизилась с 44 случаев на 1000 живорожденных детей в 2006 году до 23 на 1000 живорожденных детей в 2014 году.
Следует отметить, что усилия, направленные на повышение потенциала медицинских работников в вопросах перинатального и дородового ухода, неонатального реанимационного ухода, внедрение медицинских услуг для детей на основе доказательной медицины, а также совершенствование неотложной медицинской помощи привели к росту числа спасенных новорожденных и значительно приблизило нас к установленной цели-ЦРТ.
В Кыргызстане охват детей основным общим образованием имеет позитивную динамику, так по официальной статистике, если в 2010-2011 годы охват детей составлял 96, 5%, то в 2013-2014 годы – 98,4%.
Повышение потенциала местных органов власти и специалистов по дошкольному образованию, развитие дошкольных учреждений на местном уровне, подготовка учителей и воспитателей способствуют расширению доступа детей дошкольного возраста к качественному дошкольному образованию.
Модель «Школа – без насилия» внедрена в работу 38 пилотных школ республики, планируется внедрить ее в работу еще 100 школ республики.
Значительный прогресс достигнут в вопросе разработки благоприятной национальной политики и законодательной базы в сфере защиты прав детей.
Кодекс о детях, принятый в новой редакции в 2012 году, позволяет совершенствовать механизмы защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Правительство утвердило :
-Положение о минимальных стандартах по уходу, воспитанию и социализации детей в учреждениях, оказывающих социальные услуги детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации,
- Положение о порядке выявления детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
- и Положение о государственном учреждении «Центр телефон доверия для детей» и другие. Данные нормативные правовые акты направлены на обеспечение безопасности детей и их благополучие.
Поправки, принятые в законодательстве, касающиеся детей, находящихся в конфликте с законом, способствовали значительному уменьшению числа детей, осужденных к лишению свободы со 178 случаев в 2005 году до 29 случаев в 2014 года (уменьшение на 84 процента).
Правительство уделяет пристальное внимание мерам по снижению уровня бедности, в том числе комплексной социальной поддержки семье и детям. Например, при назначении пособий одновременно предоставляются необходимые социальные услуги детям и уязвимым группам населения.
Постоянно повышается гарантированный минимальный доход. В 2012 году размер гарантированного минимального дохода составлял 580 сомов, в 2013 году – 640 сомов, в 2014 году – 705 сомов. Это ведет к снижению количества малообеспеченных семей, имеющих детей. В 2012 году число малообеспеченных семей составило 121600, в 2013 году - 115800, в 2014 году – 105500 семей. При этом пособия получали в 2012 году 343500 детей, в 2013 году - 336200 детей, в 2014 году – 310700 детей.
Наши программы сосредоточены на предоставлении комплексной социальной поддержки семье и детям. Бюджетная доля, предусмотренная на социальную защиту в пропорции к ВВП, увеличилась с 1,9 процента в 2010 году до 2,1 процента в 2014 году.
Отмечая наши совместные успехи, я хотела бы больше остановиться на основных приоритетах нашей деятельности с учетом существующих проблем.
Недостаточно высоко еще качество предоставляемых профилактических медицинских услуг на уровне первичной медико-санитарной помощи.
Дефицит педиатров и низкий профессиональный уровень семейных врачей, в условиях ограниченных ресурсов, сохраняют низкие показатели качества оказываемой медицинской помощи детям.
Несмотря на все наши усилия, снижение материнской смертности за последние 10-15 лет имел тренд к снижению, но темпы его достаточно низки. И это определяет наш приоритет в достижении более значимых результатов сохранения жизни матерей.
В течение последних 10 лет число вновь зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции не имеет тенденции к снижению. При этом растет доля женщин среди ВИЧ-инфицированных и данная проблема также должна определить наши последующие действия.
Охват программой по раннему развитию детей дошкольного возраста остается на низком уровне и составляет 22,7 %.
На уровне средней школы остается низким качество образования, устаревшие учебные программы и стареющие педагогические кадры приводят к низким показателям по основным стандартам грамотности. За последние годы сохраняется большое число детей, не обучающихся в школе, что было отмечено на последнем заседании Правительства Кыргызской Республики Премьер-министром и были даны соответствующие поручения ведомствам и органам местного самоуправления.
В более половине малых городов, районных центров и населенных пунктах сельской местности жители страны не имеют централизованной санитарной системы или системы водоотведения и очистных сооружений. Почти две трети школ (63,8 процента) в стране, не имеют системы водоснабжения, функционирующей внутри зданий, что также было отмечено на последнем заседании Правительства Кыргызской Республики, после обсуждения были даны соответствующие поручения по изменению данной ситуации.
Отсутствие единого механизма по сбору достоверных и обновляемых статистических данных препятствует осуществлению анализа положения детей. Данная проблема также была рассмотрена Правительством Кыргызской Республики, были даны поручения по созданию базы данных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Следующее направление - это дети с ограниченными возможностями здоровья, дети мигрантов, лишенные родительской опеки, дети, вовлеченные в наихудшие формы детского труда, которых труднее всего охватить социальными программами.
Отказы от иммунизации, имеющиеся факты насилия в семье и, особенно в отношении детей, похищение невест, эти еще продолжающие негативные проявления в обществе не позволяют достичь желаемых результатов быстро, но преодоление этих факторов является неотъемлемой частью нашей совместной работы.
Разовые акции и проекты не приведут к устойчивому улучшению. В связи с этим, мы должны работать системно и комплексно, определив стратегическое видение и задачи.
К таким шагам относятся, в первую очередь, развитие потенциала государственных структур, улучшение их материально-технической базы, внедрение новых передовых технологий, внесение соответствующих изменений в имеющиеся стандарты предоставления услуг и разработка новых стандартов, медицинских протоколов, а также качественное и своевременное обучение кадров этим новым передовым методам и технологиям работы.
Важное значение, для обеспечения позитивных изменений в стране, имеет укрепление партнерских отношений, использование ресурсов стран-доноров по развитию, поиск внутренних финансовых ресурсов для социальной защиты населения, а также взаимодействие с гражданским обществом позволит улучшить предоставление качественных услуг детям.
Сегодня Среднесрочный обзор реализации Программы сотрудничества необходим нам для того, чтобы мы могли оценить, чего мы достигли и определить эффективные интервенции в нашу программу. В связи с этим предлагаю конструктивно и подробно обсудить вопросы, которые мы могли бы решать в последующем при реализации Программы сотрудничества между Правительством Кыргызской Республики и ЮНИСЕФ на 2012-2016 годы.
После презентации Среднесрочного обзора программ по секторам приглашаю всех к открытому и активному обсуждению поставленных вопросов.
Спасибо за внимание.