11
Апрель
Выступление Премьер-министра Темира Сариева на внеочередном заседании Правительства
Выступление Премьер-министра Кыргызской Республики Темира Сариева Кыргызской Республики.
Приводим текст выступления:
«Уважаемые члены Правительства и главы ведомств!
Уважаемые журналисты и приглашенные!
Об оказанном доверии Президента и Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
В нынешнем составе мы работаем с Вами около года. Как известно, я внепартийный Премьер. Я не представляю позицию никакой партии. Меня выбрали как независимого кандидата на эту должность. Жогорку Кенеш Кыргызской Республики дважды оказал нам доверие, что говорит о правильности нашего выбора.
Нам пришлось работать в сложных условиях глобальных потрясений. Несмотря на внешние вызовы, мы были ориентированы на проведение долгосрочных реформ.
Работа правительства была напряженной, интенсивной и по-настоящему нацеленной на улучшение жизни граждан.
На протяжении всего периода работы мы ощущали полную поддержку со стороны Президента страны. С его стороны не было вмешательства в текущие дела, наоборот, была предоставлена самостоятельность и оказана политическая поддержка, которая позволила реализовать значительную часть наших планов.
Как Премьер-министр, считаю, что роль Алмазбека Шаршеновича в отношении Правительства была всегда конструктивной и созидающей.
Основные итоги работы Правительства
Недавно на заседании Правительства мы обсудили итоги 2015 года. Хотел бы остановиться на наиболее принципиальных результатах деятельности.
Во-первых, присоединение к ЕАЭС. Я глубоко убежден, что это было правильное решение. Страна должна сохранить политический вектор на Евразийскую интеграцию. Это связано не только с экономическими возможностями, но также обусловлено историческими и культурными связями наших стран.
Во-вторых, мы смогли обеспечить лучшие макроэкономические итоги среди стран ЕАЭС. В 2015 году темп прироста экономики в Кыргызстане был самым высоким и составил 3,5 процента, а показатель инфляции был самым низким 3,4 процента. Мы обеспечили рост прямых инвестиций на 13 процентов, в сложных условиях сохранили контроль за бюджетной политикой, а внешний долг на допустимом законом уровне.
В-третьих, нам с вами удалось обеспечить беспрецедентные для региона демократические выборы в Жогорку Кенеш КР. Был исключён административный ресурс, использованы новые технологии биометрики, проводился мониторинг рисков, осуществлялись необходимые действия для разрешения конфликтов.
В-четвертых, мы пошли на решительные меры фискального, регуляторного и финансового характера для улучшения инвестиционного и бизнес-климата. Бизнес ощутит на себе результаты этой деятельности в скором времени.
Необходимо продолжить наращивать потенциал малого и среднего бизнеса. Стране нужны инвестиции. Экономика нуждается в модернизации и расширении возможностей экспорта. Дано поручение Министерству экономики Кыргызской Республики о проработке вопроса по созданию Фонда поддержки модернизации предприятий.
В стратегической перспективе я вижу, что именно поддержка бизнеса – это ключ к успеху нашей страны.
В-пятых, руководствуясь историческим мировым опытом, в сложной макроэкономической ситуации, мы особый акцент делали на крупные инвестиционные проекты в транспорте, энергетике, горнодобывающей отрасли.
Были запущены такие проекты как: ЛЭП Датка-Кемин, модернизация ТЭЦ города Бишкек, альтернативная дорога Север-Юг, месторождения Джеруй, Талдыбулак-Левобережный, Бозымчак, Кутессай.
На подходе месторождение Кара-Кече в комплексе со строительством ТЭС и железной дороги.
Мы стали участниками глобального проекта CASA-1000. Практически решен вопрос привлечения прямых инвестиций в строительство 16 малых ГЭС.
В-шестых, наш состав Правительства взял на себя ответственность за ряд принципиальных политических решений. Были приняты на баланс государства пансионаты, водохранилище и насосные станции, обеспечена бесперебойная работа месторождения «Кумтор», продолжаются переговоры по усилению нашей позиции в Центерре.
В-седьмых, было разработано концептуальное видение развития регионов страны. Мы планировали это сделать через развитие «городов – точек роста». Сегодня есть острая необходимость укрепления наших регионов через предоставления ресурсов и делегирования самостоятельности, но вместе с тем укрепления вертикали власти.
Это лишь часть того, что мы совместно реализовали. Более детально итоги будут отражены в официальном отчете Правительства. Важно, что у нас есть видение и дальнейшие планы.
О ситуации вокруг дороги Балычки -Корумду
К сожалению, в своей работе мы столкнулись и с негативными факторами.
Сопротивление нашей работе было всегда, но в последнее время оно обострилось. Некоторые политики, в стремлении удовлетворить свои личные материальные и политические амбиции, сумели «раскачать» ситуацию, которая уже серьезно мешает нормальному функционированию государственных структур.
Как глава исполнительной ветви власти, считаю, необходимым открыто и объективно предоставить общественности детали, связанные с проектом реконструкции дороги Балыкчи-Корумду.
Мною создана межведомственная комиссия, результаты которой уже опубликованы. Безусловно, работа депутатской комиссии и специальное расследование Антикоррупционной службы дополнительно прольют свет на многие вопросы.
Но в рамках Правительства, как коллегиального органа, хочу проинформировать о следующем:
Первое. Проведение всего тендера велось двумя независимыми друг от друга структурами – Департаментом дорожного хозяйства при Министерстве транспорта и коммуникаций КР, Департаментом государственных закупок при Министерстве финансов КР. Принятие заявок осуществляется в электронном формате, на который мы перешли в прошлом году. Любое несоответствие поступающих документов определяется на объективной основе. В деятельность комиссий не было вмешательства со стороны Премьер-министра. Они руководствовались собственными инструкциями и процедурами.
Второе. Департамент дорожного хозяйства при Министерстве транспорта и коммуникаций находится в прямом подчинении министра. Он как должностное лицо несет ответственность за организацию деятельности вверенной ему отрасли. Надо констатировать, и проверка это доказала, что министр самоустранился, при этом зная недоработки подотчетной ему структуры.
Я, как Премьер-министр с самого начала заявлял, что готов разделять ответственность и защищать министров правительства, если они подвергаются необоснованной критике. Но это не тот случай. Работа Правительства подразумевает личную ответственность и порядочность каждого министра в том числе.
Вызывает сожаление тот факт, что министр А. Малабаев вместо того, чтобы мужественно признать свою ответственность за допущенные недостатки в работе и заняться их исправлением, опустился до попыток свалить все «с больной головы на здоровую» и был использован в политических интригах некоторых нечистоплотных политиков.
Третье. Первоначальная стоимость проекта оценивалась в размере 9,2 млрд. сомов. Сумма контракта с отобранной компанией - 6,8 млрд. сомов. Таким образом, экономия для государственного бюджета составила свыше 2,4 млрд. сомов.
Четвертое. Согласно договору, предоплата со стороны государства должна была составить 10 процентов от стоимости контракта или 680 млн. сомов. Из которых бюджетом оплачено только 180 млн. сомов. При этом, согласно акту, подрядчиком уже выполнены работы на сумму 517 млн. сомов и завезена техника на 8 млн. долларов США. Т.е. компания уже вложила собственных средств около 1 млрд. сомов.
Пятое. Некоторым политикам, преследующим свои личные, а не общественные интересы удалось использовать парламентскую трибуну для инсинуаций. Я имею в виду тех депутатов, кто обижен на то, что в тендере на реконструкцию дороги не победила лоббируемая ими компания. Они начали работу по дискредитации деятельности правительства в целом.
Этих политиков не интересует страна, общество, они хотят, чтобы государственная машина работала только на их интерес.
«Империя групп», к которой имеет отношение Канат Исаев, о чем он сам публично признался, не смогла оформить и подать заявку вовремя. При вскрытии, документов этой компании не было. Кроме того, согласно мнению Министерства транспорта и коммуникаций КР – «Империя групп» является недобросовестной компанией и было предложено включить её в черный список.
Шестое. Согласно заключению депутатской комиссии, в ходе проведения тендера были допущены некоторые нарушения процедур. Необходимо по каждому факту привести аргументированное доказательство. При этом верховенство закона должно быть краеугольным для политической элиты, а не личные амбиции или политические дрязги. Ответственность виновных должна быть определена справедлива. Необходимо много вопросов задать министру. Пусть этим займется расследование.
Седьмое. Правительство проводит сотни тендеров ежегодно. В прошлом году только по линии Министерства транспорта и коммуникаций проведено 23 тендера.
Тендер по реконструкции автомобильной дороги Балычки -Корумду осуществлялся в рамках аналогичных процедур. Также как и реконструкция дороги Бишкек - Манас, со стоимостью проекта 1 млрд. сомов, и реконструкция внутренних дорог.
В интересах страны и находясь в условиях цейтнота, как вы знаете, как нас часто просили, я брал на себя ответственность и принимал решения, порой непопулярные. Могу со всей ответственностью заявить, что всегда защищал интересы государства и соблюдал законы.
Восьмое. О работе депутатской комиссии. Комиссия была инициирована Канатом Исаевым. Ангажированность комиссии была видна по тому, как она проводилась. В пятницу, комиссия объявив о начале заседания, пригласив всю прессу и ключевых ответственных лиц, заместителя министра транспорта и коммуникаций КР У.Уезбаева и председателя тендерной комиссии Н.Кайынбаева по непонятным причинам отменила публичное заседание. Позже комиссия собралась за закрытыми дверями и не выслушала главных фигурантов, в то время как общественность нуждалась в открытом рассмотрении данного вопроса.
Комиссия внезапно, в нерабочий день - субботу проводит спешное заседание, вынося заключение по столь сложному вопросу всего лишь на четырех страницах. Опять же не были заслушаны лица, чья информация важна для работы данной комиссии. У.Уезбаев и Н.Кайынбаев могли бы существенно пролить свет на многие детали. Остается под вопросом, где объективность, беспристрастность, профессионализм? Мнение комиссии базировалось на показаниях министра транспорта и коммуникаций А.Малабаева. Очевидно, что заключение, полученное на основе односторонней информации, вызывает сомнения в её объективности.
Об интригах и отставке
Уважаемые члены Правительства, главы ведомств, приглашенные!
Мы - молодое демократическое государство. Кыргызстан находится в фазе активного государственного строительства. Это трудный путь, и он сопровождается испытаниями и издержками, в том числе на пути парламентаризма.
Существуют политические силы, которые будоражат общественность, исполняют чью-то волю, наносят урон государству. Несколько недель назад «политический климат» резко изменился. Вопрос об отчете Правительства, заранее стал обрастать слухами об отставке. Это удивительно, при том, что результаты 2015 года были неплохими.
Вы знаете, что даже в самые сложные периоды жизни, я всегда был готов отстаивать свою точку зрения и бороться за принципы, несмотря ни на что. Отступать не в моей привычке. Должность я могу освободить в интересах дела и без амбиций, но вопрос о моей порядочности - буду отстаивать до конца.
Я никогда не был и сейчас не желаю быть замешанным в грязные мелкие политические интриги. Как государственный деятель, как человек, я очень дорожу своим именем и честью. Поэтому считаю, объективное расследование должно быть проведено по всем фактам.
Дрязги, слухи и сплетни нарушили баланс органов государственной власти, а работа Правительства в такой непростой период застопорилась. Государственные интересы должны быть выше личных амбиций политиков.
Поэтому заявляю, что подаю в отставку. Позиция Премьер-министра не должна быть причиной конфронтации в высших политических кругах. О своем решении я информировал Президента страны.
Уверен, что этот шаг разрядит нездоровую обстановку, сложившуюся вокруг работы правительства и даст возможность двигаться дальше. Задач, стоящих перед государством очень много.
О благодарности и готовности помогать
Уважаемые коллеги!
Все члены Правительства работали с высокой самоотдачей и мне приятно, что я имел возможность работать с вами.
Я старался быть ответственным, требовательным и объективным. Насколько это мне удалось - оценит общество.
Мне же хочется сказать вам всем спасибо за вашу работу, понимание и терпение.
Благодарю Президента КР и Жогорку Кенеш КР за конструктивную поддержку и оказанное мне доверие.
Хочу искренне поблагодарить свой народ за его терпение и веру. В ходе ежедневной работы, в ходе наших поездок люди выражали свои надежды, делились идеями, высказывали поддержку. Это придавало силы и уверенности. Я хотел бы попросить прощения, что не все удалось реализовать. Но как государственник, хочу заверить всех в том, что продолжу работать и буду конструктивно сотрудничать со всеми ветвями власти во благо процветания народа Кыргызстана.
Желаю новому Правительству, которое будет сформировано в ближайшее время, мудрости, энергии и успехов на пути служения народу Кыргызстана».