16
Март
2012
Состоялось очередное заседание Комиссии по оптимизации системы государственного управления КР
15 марта 2012 года под председательством Первого вице-премьер-министра Кыргызской Республики Аалы Карашева состоялось очередное заседание Комиссии по оптимизации системы государственного управления Кыргызской Республики.
Во исполнение Плана мероприятий “на 100 дней” по реализации Программы Правительства Кыргызской Республики «Стабильность и достойная жизнь» Комиссия рассмотрела и одобрила проект Концепции реформирования системы административно-территориального устройства Кыргызской Республики, которая предусматривает усиление потенциала регионов.
Комиссия отметила, что в Кыргызстане назрела необходимость формирования новой государственной региональной политики, предусматривающей укрупнение территориальных единиц, выбор мест управленческих центров (транспортная логистика, финансы), доступность оказываемых услуг населению, вопросы финансового обеспечения новых территориально-административных единиц.
Целью разработки и реализации административно-территориальной реформы должны стать развитие регионов и рост благосостояния населения страны.
В настоящее время административное устройство страны включает 4 уровня управления: центральный, областной, районный и муниципальный (города и села). Предлагаемая модель административно – территориального устройства предполагает исключение областного уровня и включает центральный уровень, районный и муниципальный уровень, реализация которой должна пройти в 3 этапа с 2012 года по 2017 год.
Проведение административно-территориальной реформы в предлагаемом варианте должно обеспечить ликвидацию излишней административно-территориальной единицы – области и ненужных звеньев управления с получением соответствующих эффектов, таких как улучшение управления, сокращение управленческих расходов; оптимизацию количества айылных аймаков; повышение качества государственного управления и местного самоуправления; повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, ограничение возможностей для коррупции; экономию финансовых средств, эффективное использование человеческих, материальных и других ресурсов; развитие межмуниципальной инфраструктуры (дороги, каналы, парки и т.д.); преодоление негативного влияния регионализма на состояние общества, укрепление общенационального единства; формирование гражданской идентичности, восстановление доверия граждан к системе государственного управления.
Кроме этого, на заседании Комиссии был рассмотрен и одобрен проект Закона Кыргызской Республики «О государственных и муниципальных услугах».
Необходимость разработки законопроекта вызвана тем, что в действующем законодательстве отсутствуют такие основные понятия как «государственная и муниципальная услуга», «стандарт государственной и муниципальной услуги», не определены ясные и понятные критерии платности услуг. В результате в категорию государственных услуг включены не только собственно государственные услуги, но и лицензии, разрешения, контрольно-надзорные действия органов государственного управления и местного самоуправления.
В условиях недофинансирования со стороны государственного бюджета органы государственного управления и местного самоуправления стремятся в перечень платных государственных услуг включить все, что могло бы пополнить спецсчета. По сути, происходит коммерциализация деятельности органов государственного управления и местного самоуправления. При этом качество предоставляемых услуг остается низким, вызывая справедливое недовольство со стороны граждан, предпринимателей, всех получателей государственных и муниципальных услуг.
Проект Закона направлен на реализацию принципов социального государства по обеспечению конституционных прав граждан на получение государственных и муниципальных услуг, обеспечение качества и доступности их предоставления. В проекте Закона интересы гражданина, как главного потребителя государственных и муниципальных услуг, ставятся в центре внимания. Законопроект определяет основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг, регулирует правоотношения в данной сфере между исполнителем и потребителем государственной и муниципальной услуги, а также регулирует порядок формирования Единого реестра государственных услуг и местных реестров муниципальных услуг, стандартов и административных регламентов их предоставления.
Проект закона предусматривает бесплатность оказываемых услуг, в то же время законодательно регулируются и упорядочиваются случаи оказания платных услуг. Одновременно проектом закона регулируются права и ответственность Правительства и других государственных органов в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг.
На заседании Комиссии также было рассмотрено предложение о преобразовании временной Государственной дирекции по подготовке и проведению Года Курманжан Датки и 20-летия независимости Кыргызской Республики в постоянно действующий орган при Правительстве по проведению государственных мероприятий.
Учитывая наличие Национального культурного центра при Министерстве культуры и туризма Кыргызской Республики, в соответствии с проводимой политикой сокращения госаппарата, Комиссия отклонила это предложение и вынесла заключение о нецелесообразности создания нового органа.
Отдел информационной политики Аппарата Правительства КР