
Заключительным вопросом повестки дня заседания Правительства под председательством Премьер-министра Омурбека Бабанова стала презентация проекта «Строительство железнодорожной магистрали «Китай-Кыргызстан-Узбекистан».
По данному вопросу выступил заместитель министра транспорта и коммуникаций КР Шералы Абдылдаев.
По его словам, существующие на сегодня в Кыргызстане разрозненные тупиковые железные дороги общей протяженностью 425 км не удовлетворяют в полной мере потребности во внутриреспубликанских перевозках. Поэтому стержневым вопросом дальнейшего развития сети национальных железных дорог является формирование южного коридора Евразийской трансконтинентальной железнодорожной магистрали, которая, пройдя через территорию Кыргызстана, соединит тихоокеанские порты с Персидским заливом и Средиземноморьем.
Кроме того, при успешной реализации проекта появится возможность соединить разделенные на данный момент железные дороги на севере и юге страны по маршруту Балыкчы-Кочкор-Кара-Кече-Арпа-Кара-Суу. Таким образом, будет сформирована внутригосударственная железнодорожная сеть, обеспечивающая надежную транспортную связь между всеми регионами страны.
Было отмечено, что в 2002 году Правительство Китая предоставило Правительству Кыргызской Республики технический грант в размере 20 млн. юаней для подготовки Отчета об исследовании осуществимости строительства или Предварительного технико-экономического обоснования китайско-кыргызско-узбекской железнодорожной магистрали на территории республики.
В исследовании, выполненном Первым проектно-изыскательским институтом Министерства железных дорог КНР, были сделаны заключения о целесообразности строительства новой магистрали, ее преимуществах по сравнению с существующими транспортными коридорами и вывод о жизнеспособности проекта, его технической, экономической осуществимости и безопасности в экологическом отношении.
Основываясь на результатах данного исследования, кыргызско-китайская экспертная группа окончательно согласовала вариант маршрута, который конкурентоспособен практически по всем техническим и экономическим показателям.
Трасса начинается в китайском городе Кашгар, пересекает кыргызско-китайскую государственную границу в районе перевала Торугарт и далее двигается через перевал Тузбель, спускаясь по долине реки Арпа, пересекая Ферганский хребет протяженным тоннелем, проходит южнее города Узген и доходит до пограничного города Кара-Суу.
Длина железной дороги составляет - 268,4 км. Необходимо будет пройти 48 тоннелей общей протяженностью 48,9 км. Кроме этого, нужно построить 95 мостов общей протяженностью 20,9 км, из них особо крупные через реки Кара-Дарья (214м), Куршаб (157м) и Яссы (157м).
Предварительная стоимость строительства составляет 2 млрд. долл. США. Точные расчеты и цифры будут определены в ходе разработки полного ТЭО.
В соответствии с последними уточненными прогнозами, объем грузоперевозок по железной дороге может возрасти до 15 млн. тонн в год, а рост пассажирских перевозок до 250 тыс. человек в год. Срок окупаемости составляет около 10 лет, что является достаточно хорошим показателем для подобного рода крупных инфраструктурных проектов.
По итогам презентации Премьер-министр О.Бабанов дал поручение профильному государственному органу в течение недели разработать несколько вариантов финансирования железнодорожной магистрали и внести на рассмотрение Правительства.
Отдел информационной политики
Аппарата Правительства КР