04

Июнь

2015

Вице-премьер-министр Дамира Ниязалиева: «Счастливая семья – показатель устойчивости и прогрессивности общества и государства»

Об этом вице–премьер-министр Кыргызской Республики Дамира Ниязалиева в своем выступлении на Национальном форуме «Право ребенка жить в семье: подведение итогов и определение приоритетных направлений».

В своем выступлении вице-премьер-министр Дамира Ниязалиева сделала обзор ситуации по защите прав детей и акцентировала внимание на дальнейших шагах Правительства Кыргызской Республики по данному вопросу.

Ниже приводим полный текст выступления: 

«Семья – это основа любой социальной системы, признание и уважение семьи как базовой социальной ценности – показатель устойчивости и прогрессивности общества и государства. Благополучие государства напрямую зависит от благополучия семьи.

Воспитание в семье или в условиях, максимально приближенных к семейным, обеспечивает здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей, поэтому одним из принципов семейного законодательства Кыргызской Республики является приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии.

Кыргызская Республика выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей.

Значительным шагом по реализации норм Конвенции о правах ребенка и рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка стало принятие в июле 2012 года новой редакции Кодекса Кыргызской Республики о детях.

Конституция Кыргызской Республики , Кодекс Кыргызской Республики о детях и Конвенция о правах ребенка, обеспечивают право ребенка жить и воспитываться в семье, обязывают государство пересмотреть существующие механизмы работы с детьми, улучшить качество и виды услуг, предоставляемых семье и детям, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В целях реализации Кодекса Кыргызской Республики о детях, Правительством Кыргызской Республики принят ряд нормативных правовых актов, направленных на улучшение защиты детей. Улучшено законодательство об усыновлении/удочерении детей, опеке и попечительстве. Ребенок, оставшийся без родительской опеки, должен быть передан в первую очередь в безопасную семью родственников, граждан, желающих взять его к себе. Принято положение о приемной (фостерной) семье. Приемные семьи проходят соответствующую подготовку и отбор для воспитания приемных детей.

 Для улучшения условий содержания и воспитания детей в интернатных учреждениях утверждены минимальные стандарты по уходу за детьми, принят порядок аккредитации организаций, предоставляющих услуги по уходу за детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это позволяет обеспечить детям безопасную среду в этих учреждениях.

Важным достижением нашей страны является то, что наша страна одна из первых стран СНГ в 2008 году приняла Закон, направленный на защиту грудного вскармливания детей а также «Программу по улучшению перинатальной помощи в Кыргызской Республике на 2008-2017 годы». Реализация данной политики позволяет формировать ранние привязанности у матери к ребенку и предотвращать отказы от детей в родильных домах. По данным Медико-демографического исследования 2006 года, охват исключительно грудным вскармливанием детей до 6 месяцев составил 35%, а по данным 2012 года - 56%, что показывает положительную динамику охвата грудным вскармливанием детей до 6 месяцев за 6 лет, что, несомненно, отражается на здоровье наших детей.

Министерством здравоохранения осуществлена трансформация всех домов ребенка в специализированные реабилитационные центры для семьи и ребенка, которые успешно работают по предотвращению отказов от детей в родильных домах через работу «Горячей линии». Хочется отметить, что только за последние 3 года работы «Горячей линии» социальными работниками Домов ребенка в родовспомогательных организациях здравоохранения удалось предотвратить 57,0% отказов от ребенка.

Специализированные реабилитационные центры для семьи и ребенка предоставляют матерям, находящимся в риске отказа от новорожденных, получить временное убежище в отделениях матери и ребенка. Центры дневного пребывания для детей при домах ребенка обеспечивают дневной уход за детьми, находящихся под риском отказа. Это позволило за последние три года уменьшить количество детей, направленных в дома ребенка, на 30%, а общее количество в них детей - на 60%. Количество детей, направленных в дома ребенка, составляло в 2012 году 153 ребенка, в 2013 году – 115 детей, в 2014 году – 153 ребенка. Из домов ребенка возвращено в биологические семьи в 2012 году 63 ребенка, в 2013 и 2014 годах – по 73 ребенка. В семьи усыновителей и опекунов передано в 2012 году 70 детей, в 2013 году – 49 детей, в 2014 году – 59 детей.

В настоящее время разрабатывается программа «Раннее вмешательство», согласно которой команда специалистов, состоящая из психолога, педиатра, терапевта, логопеда, дефектолога, социального работника, предоставляет комплексную помощь семье и ребенку, имеющему отставания в развитии, на раннем этапе его жизни.

Программа «Раннее вмешательство» предусматривает оснащение Национального Центра охраны материнства и детства специальным оборудованием, позволяющим сразу, при рождении ребенка, по анализу крови, определить имеющиеся у него отклонения в развитии.

В Государственном медицинском институте по переподготовке и повышению квалификации Министерства здравоохранения внедрен учебный курс для медицинских работников, который позволяет осуществлять эффективный и единый подход к предотвращению отказов от детей в родильных домах.

Для повышения квалификации педагогических работников Министерством образования и науки в шести вузах страны внедрен учебный курс «Инклюзивное образование в высшей школе».

 Министерством социального развития в рамках реализации Закона Кыргызской Республики «О государственном социальном заказе» ежегодно проводится конкурс социальных проектов. В 2014 году открыто четыре Центра по работе с семьями и детьми в трудной жизненной ситуации, созданы и функционируют 11 домов семейного типа с охватом 147 детей, один из них - для детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо отметить, что если в период с 2011 года по 2013 год на реализацию государственного социального заказа было предусмотрено около 13 млн. сомов, то в 2014 году эта сумма возросла до 22, 5 млн. сомов.

Право ребенка жить в семье реализуется через устройство детей в семьи. В 2012 году передано на усыновление и под опеку/попечительство 2451 ребенок, в 2013 году – 1959детей, в 2014 году – 1827 ребенка. Всего за последние три года передано на усыновление (удочерение) 2429 ребенка, под опеку-попечительство - 3808 детей. Всего за последние годы передано под опеку, попечительство и на усыновление 6237 детей. В соответствии с принятым законодательством проводится мониторинг семей, усыновивших детей, и семей, взявших детей под опеку (попечительство), в целях обеспечения детям безопасной среды.

В рамках реализации Плана оптимизации управления и финансирования детских учреждений интернатного типа Покровский реабилитационный дом-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья перепрофилирован в Центр временного пребывания для детей и семей, находящихся трудной жизненной ситуации. Здесь дети могут находиться до 6 месяцев. Первый в республике дом семейного типа для детей с ограниченными возможностями здоровья открыт при поддержке ЮНИСЕФ в городе Шопоков Сокулукского района Чуйской области.

На постоянной основе проводится целенаправленная работа по повышению уровня жизни малообеспеченных семей, имеющих детей. Ежегодно увеличивается размер гарантированного минимального дохода. В 2012 году размер гарантированного минимального дохода составил 580 сомов, в 2013 году – 640 сомов, в 2014 году – 705 сомов. Вместе с тем, снижается количество малообеспеченных семей, имеющих детей, в 2012 году число малообеспеченных семей составило 121 600, в 2013 году - 115 800, в 2014 году – 105 500 семей. Пособие получали в 2012 году 343500 детей, в 2013 году - 336200 детей, в 2014 году – 310700 детей.

Для оказания своевременной поддержки социально незащищенным категориям граждан, в том числе детям, большую роль играет раннее выявление неблагополучия семьи и ребенка.

По данным Министерства образования в школах обучается 6788 (1,4%) детей из семей, родители которых являются трудовыми мигрантами.

Министерство труда, миграции и молодежи проводит разъяснительную работу с гражданами республики, выезжающими за пределы Кыргызстана на длительный срок, о необходимости установления опеки (попечительства) над их детьми. Сведения об оставленных детях фиксируются в журнале учета граждан Кыргызской Республики, выезжающих за пределы республики, для трудоустройства. Проводится профилактическая работа с молодыми людьми и семьями на темы родительского долга, ответственности за уклонение от воспитания и обучения детей. Но практика показывает этой работы недостаточно и ее надо расширять.

В соответствии с планом чрезвычайных мер по предотвращению жестокого обращения и насилия в отношении детей, утвержденным межведомственным приказом 12-ти заинтересованных министерств, в целях создания базы данных и принятия мер по защите детей, оставшихся без родительской опеки, в том числе детей внутренних и внешних мигрантов, проведено подворные обследования семей, имеющих детей.

Повсеместно органами местного самоуправления созданы штабы для незамедлительного реагирования на случаи жестокого обращения и насилия в отношении детей. За первый квартал текущего года проведено около 120 тысяч обследований семей, имеющих детей.

По итогам проведённых обследований выявлено более 15 тысяч детей из семей внутренних мигрантов, более 6 тысяч безнадзорных детей, более 5 тысяч детей, не обучающиеся в школах, около одной тысячи работающих детей, более одной тысячи неблагополучных семей, 7 детей, подвергшихся жестокому обращению и насилию.

Выявленные семьи и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, находятся под пристальным вниманием государства. Эту важную работу нужно не только продолжать , но и усиливать.

По итогам проведенных мероприятий, только за первый квартал текущего года, 229 детей направлены в реабилитационные, кризисные центры и приюты. Возвращены в биологические семьи более 300 безнадзорных детей, оказана различная помощь около 500 детям.  69 детей направлены в детские дома и интернатные учреждения преимущественно по причинам бедности, инвалидности, наличия единственного родителя, миграции родителей, в том числе за пределы республики.

В последние время наблюдается увеличение вопиющих случаев жестокого обращения и насилия в отношении детей. Это шокирует население. Но, здесь следует отметить, что эти факты свидетельствует об улучшении ситуации по выявлению таких случаев, усилению бдительности общества к детскому насилию и предании гласности выявленных фактов. Так, по данным Министерства внутренних дел, за период с января по апрель 2013 года зарегистрировано 114 фактов преступлений сексуального характера в отношении детей, за аналогичный период 2014 года – 104 факта, а за аналогичный период 2015 года – 112 фактов, что свидетельствует о сравнительной идентичности данных в динамике за последние три года. Всего зарегистрировано преступлений в отношении детей в 2012 году 1334 факта, в 2013 году – 1045 фактов, в 2014 году – 909, что свидетельствует о снижении преступлений в отношении детей за последние три года. Но данная статистика не должна нас успокаивать, а может даже наоборот мобилизовать.

Следует отметить, что, если ранее медицинские работники, в случае подозрения на жестокое обращение и насилие в отношении ребенка, осуществляли регистрацию таких случаев только в журнале.  Сейчас, в соответствии с утвержденным Практическим руководством медицинские работники обязаны в обязательном порядке документировать и оповещать органы внутренних дел о подозрении на жестокое обращение и насилие в отношении ребенка. Конечно, также оказать бесплатную  экстренную помощь пострадавшему. Этот порядок обязателен для исполнения не только для медицинских работников всех уровней, но и работников других ведомств.

Министерство внутренних дел координирует работу, связанную с тщательным расследованием каждого выявленного случая жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, объективно и беспристрастно расследует дела для наказания по всей строгости закона виновных в случившемся. В целях усиления ответственности родителей за неисполнение и уклонение от воспитания и обучения детей, совершенствуется законодательство Кыргызской Республики. Так внесены изменения в Кодекс об административной ответственности, в соответствии с которыми увеличены штрафные санкции к родителям, лицам их заменяющим (до 500 сомов). Внесены изменения в Уголовный кодекс Кыргызской Республики, предусматривающие ужесточение наказания за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, в соответствии с которыми увеличен срок наказания за такие преступления в виде лишения свободы, в пределах от 10 до 20 лет, и до пожизненного лишения свободы.

Для оказания своевременной помощи детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения, Министерством социального развития рассмотрен вопрос поэтапного создания на местах 36 центров и кабинетов по защите детей, принимаются меры по обеспечению работы детского телефона доверия «111».

Большая ответственность возлагается на систему Министерства образования и науки и уже принимаются меры по внедрению по всей республике пилотной модели «Школа – без насилия». В настоящее время модель внедрена в работу 38 школ республики, планируется поэтапно ее внедрить в работу еще 100 школ республики. В обязанности директоров и учителей школ введены функции безотлагательного заявления в органы внутренних дел и здравоохранения о любом подозрении на жестокое обращение и насилие в отношении ребенка.

Особое внимание хотелось бы обратить на информационно-разъяснительную работу, проводимую среди населения, в виде акций против насилия в отношении детей, и в средствах массовой информации о важности семьи для ребенка, семейных ценностях, духовно-нравственном воспитании детей, ответственности родителей за реализацию прав детей.

Важна роль отца, матери в создании благополучной семьи, обучении и воспитании детей, повышении роли семьи для развития общества. Одним из важных факторов прогресса общества является воспитание ребенка в семье до полного раскрытия его потенциала, поэтому мы должны стремиться к тому, чтобы каждый ребенок жил в благоприятной, безопасной и заботящейся о нем семье.

Сегодня, понимая всю ответственность государства за судьбы детей, и в целом нашего общества, мы собрались здесь, чтобы обсудить вопросы комплексной поддержки семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Мы должны определить основные направления и задачи государственной политики по реформированию системы ухода за детьми.

Основной задачей государства в этом направлении является разработка единой государственной политики и государственной программы по созданию модели комплексной работы с детьми и семьями, позволяющей детям остаться со своими родителями или в безопасном семейном окружении.

Реформа должна включать:

- обеспечение раннего выявления и социального сопровождения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- обеспечение системности и непрерывности предоставления социальных услуг по поддержке семей и детей;

- повышение статуса социальных работников и их квалификации до уровня, позволяющего им качественно оказывать услуги семьям и детям;

- мониторинг качества услуг, предоставляемых в системе ухода за детьми;

- повышение осведомленности населения и ответственных сотрудников органов, принимающих решения в отношении детей, о позитивном влиянии семейного окружения на развитие ребенка и другие задачи.

Правительство Кыргызской Республики использует все возможности, в том числе правовые, экономические и финансовые для того, чтобы дети Кыргызстана могли полноценно развиваться в семье до развития их полного потенциала, и были защищены от любых форм насилия, жестокого обращения и пренебрежения».

Отдел информационного обеспечения

Аппарата Правительства КР