24
Декабрь
Ж.Сатыбалдиев: Исправляем допущенные ошибки прежних лет
Сегодня, 24 декабря, Премьер-министр Кыргызской Республики Жанторо Сатыбалдиев провел пресс-конференцию по случаю завершения очередного раунда переговоров с компанией «Centerra Gold Inc.» по проекту Кумтор.
В ходе пресс-конференции Ж.Сатыбалдиев подробно разъяснил отличительные черты прошедших переговоров.
«Во-первых, переговоры ведутся не двумя-тремя лицами как ранее, а через Консультативный совет, в который кроме меня входят 6 членов Правительства и 4 руководителя госорганов, представляющих фракции СДПК, «Ата-Мекен» и «Ар-Намыс». Все решения принимаются коллегиально. Во-вторых, для сопровождения переговорного процесса привлечены известнейшие международные компании «DLA Piper», «PricewaterhouseCoopers» и «АМЕК». В-третьих, процесс переговоров максимально открыт. Вся информация многократно обсуждалась и обсуждается в СМИ, на круглых столах и общественных слушаниях. В-четвертых, в 2009 году переговоры велись фактически с одной компанией «Камеко», так как она владела контрольным пакетом акций. И для достижения договоренностей достаточно было согласия «Камеко», - сказал Премьер-министр.
Ж.Сатыбалдиев подчеркнул, что сегодня у «Centerra Gold Inc.» сотни акционеров, в том числе крупные финансовые фонды и компании международного масштаба, которые приобрели акции после 2009 года. И для принятия наших предложений и требований необходимо пройти гораздо больше процедур.
«В соответствии с решением парламента Консультативным советом Правительства и нашими международными консультантами работа велась по двум направлениям, указанным в постановлении Жогорку Кенеша: улучшение позиций Кыргызской Республики и восстановления доли нашей страны в проекте «Кумтор» не менее 67%», - сказал Ж.Сатыбалдиев.
Предлагаем полный текст выступления Премьер-министра:
В отношении увеличения доли не менее 67% компания «Centerra Gold Inc.» официально информировала, что предоставление кыргызской стороне доли более 50% не представляется приемлемым решением. Это на их взгляд связано и с экономическими и законодательными аспектами.
Законодательство Канады предусматривает, что любая реструктуризация такой публичной компании как «Centerra Gold Inc.» требует независимой оценки, одобрения собрания акционеров, а также Верховного суда юстиции. По мнению «Centerra Gold Inc.», если кыргызской стороне будет передана доля больше, чем подтверждается оценкой активов (фактически за счет других акционеров), то такое решение не будет одобрено ни многочисленными акционерами, ни судебными органами Канады. То есть сделка не состоится.
Поэтому, компанией «Centerra Gold Inc.», учитывая, что большинство акционеров приобретали акции и вносили инвестиции на основе Плана горных работ до 2026 года, предложен вариант, при котором по истечению реализации данного Плана в 2026 году кыргызская сторона получает право увеличения своей доли в СП до 67% по коммерческой цене.
В случае реализации данного варианта остаток запасов на месторождении «Кумтор» после 2026 года, а это порядка 400 тонн будет добываться на иных условиях, с большей выгодой для Кыргызстана.
Справочно: По расчетам до 2026 года планируется добыча 240 тонн золота в чистом виде или порядка 300 тонн погашенных запасов (с учетом степени извлечения около 80%). По геологическим данным запасы месторождения «Кумтор» на сегодняшний день составляют 710 тонн золота (на основе прогнозных запасов).
Сегодня мы можем говорить о том, что в какой-то мере нам удалось продвинуться по вопросу восстановления исторической доли в проекте Кумтор.
При этом до 2026 года кыргызская сторона будет получать более 62% от всех денежных потоков от деятельности рудника (КР – 2,6 млрд. дол. США, «Centerra Gold Inc.» – 1,6 млрд.дол. США).
Кроме этого удалось добиться улучшения и по другим позициям.
В частности:
- 1. Совместное предприятие создается на паритетных условиях 50/50 без механизма корректировки будущих дивидендов ОАО «Кыргызалтын» на сумму 100 млн. долл. США на период более 10 лет с соответствующей процентной ставкой.
Разница в оценке долей выравнивается путем уменьшения активов «Centerra Gold Inc.» за счет определенного сторонами перечня дорогостоящего мобильного оборудования, приоритетного для нужд рудника после 2009 года. Данное мобильное оборудование будет передано в лизинг СП на период до 2026 года, после чего оно перейдет в собственность СП.
То есть Правительство не будет иметь никаких долгов перед «Centerra Gold Inc.», финансовые обязательства в виде лизинга возлагаются на совместное предприятие.
- 2. Улучшены условия возможности получение кыргызской стороной доходов от возможного роста акций компании «Centerra Gold Inc.» после создания СП. К ранее достигнутой в Меморандуме договоренности о предоставлении 10 млн. варрантов по цене 10 кан. дол. сроком на два года добавились обязательства «Centerra Gold Inc.» предоставить дополнительно 4 млн. варрантов по цене 12 кан. дол. сроком уже на три года.
Примечание: Ожидается, что после реструктуризации проекта «Кумтор» цена акций «Centerra Gold Inc.» приобретет тенденцию роста. Такая ситуация произошла после реструктуризации в 2009 году, когда цена акций выросла до 20 долларов в 2011 году. Максимальная стоимость акций «Centerra Gold Inc.» достигала порядка 42 дол.
- 3. СП берет обязательства осуществлять ежегодно инвестиции на сумму 2% от свободного денежного потока СП. Даже в случае отсутствия свободного потока средств данная сумма составит $26 млн. Согласно утвержденного Плана горных работ до 2026 года ожидаются инвестиции в сумме $60 млн., а в случае роста мировых цен на золото данная сумма может составить более $100 млн.
- 4. В части экологических вопросов изменена формулировка ответственности «Centerra Gold Inc.». Согласно договоренностям «Centerra Gold Inc.» подтверждает свою ответственность за результаты экологической деятельности на руднике Кумтор до даты реструктуризации.
«Centerra Gold Inc.» обязана возместить СП фактические расходы, понесенные в связи со стабилизацией движения отвалов горных пород.
Стороны договорились, что расходы по реализации рекомендаций компании «АМЕС» до даты реструктуризации будет нести «Centerra Gold Inc.», а после Даты реструктуризации – СП.
- 5. В настоящее время закупки отечественных товаров и услуг для нужд рудника составляют сумму порядка $50 млн. СП принимает обязательства увеличивать данную сумму как минимум на 8-$10 млн. ежегодно, что составит примерно $750 млн. на период до 2026 года.
При этом для нужд рудника, при соответствии качества, цены и надежности поставок, закупки извести и материалов для измельчения будут осуществляться исключительно внутри Кыргызской Республики.
- 6. В течение ближайших 3 лет СП обязуется довести количество граждан КР, работающих в СП до 90% на 4 высших уровнях управления и до 75% на первых высших 3 уровнях управления. Из 6 позиций менеджеров первого (высшего) уровня 2 гарантировано закрепляются за гражданами Кыргызстана (одна позиция незамедлительно, вторая в течение пяти лет).
Примечание: в настоящее время граждане Кыргызстана занимают позиции на 1 уровне управления 0 из 6; на 2 уровне – 4 из 13; на 3 уровне 41 из 51. Всего порядка 62% на 3 первых уровнях.
- 7. Кыргызская сторона получает право в конце текущего срока эксплуатации рудника (2026 г.) извлекать для собственной выгоды золото, содержащееся в хвостохранилище за символическую сумму $1.
Примечание: В настоящее время по расчетам в хвостохранилище потенциально содержится до 73,8 тн золота. До 2026 года этот объем может увеличиться до 125 тн. При возможном проценте извлечения (50-60%) в результате переработки отходов в хвостохранилище возможно извлечение до 63-75 тн золота (фактически второй Джеруй).
Вчера на заседании Правительства подавляющее большинство членов Правительства поддержали данные предложения, которые вместе с достигнутыми ранее в Меморандуме договоренностями закреплены в согласованном сторонами Соглашении об условиях реструктуризации проекта Кумтор. Проект Соглашения вчера внесен в парламент страны.
Уважаемые журналисты!
Переговорный процесс всегда подразумевает участие двух оппонирующих сторон. Правительство тоже хотело бы получить уже сегодня 67% и даже больше процентов, как того требуют отдельные депутаты и политики. Но в Соглашениях прежних лет мы взяли на себя обязательства, не исполнение которых приведет нас прямой дорогой в международный арбитраж.
Будет ли положительный исход судебных разбирательств – никто не знает и не дает гарантий. Правительство исправляет все допущенные ошибки прежних лет. Совершать ошибок очень легко, а исправлять трудно.
Но мы четко знаем какие возникнут риски. Это возможный арест активов рудника и вынужденная остановка производства; выпадение бюджетных поступлений и массовые увольнения работников рудника и подрядных организаций; десятки, а возможно и сотни исков акционеров «Centerra Gold Inc.»; арест собственности Кыргызской Республики за рубежом; гигантские расходы на юридические услуги по судебным искам; резкое ухудшение инвестиционного климата республики и отток уже привлеченных инвесторов.
Кыргызстан неотъемлемая часть международного сообщества и мы должны научиться решать любые спорные вопросы цивилизованным путем.
Я думаю, что в случае создания СП мы сделаем главное – реализацию проекта Кумтор вернем из Торонто в Кыргызстан, будем непосредственно принимать решение и контролировать деятельность рудника, увеличим поступления в бюджет, обеспечим прозрачность закупок и расходов.
[gallery ids="30068,30069,30070,30071,30072,30074"]Отдел информационного обеспечения Аппарата Правительства КР