Об утверждении Проекта «Финансирование сельского хозяйства - 4»
В целях оказания государственной поддержки субъектам предпринимательства и физическим лицам Кыргызской Республики для своевременного проведения весенне-полевых работ 2016 года и дальнейшего развития животноводства, растениеводства, сектора переработки сельскохозяйственной продукции и услуг в отрасли сельского хозяйства, в соответствии со статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Правительстве Кыргызской Республики» Правительство Кыргызской Республики постановляет:
1. Утвердить Проект «Финансирование сельского хозяйства - 4» согласно приложению.
2. Министерству финансов Кыргызской Республики в установленном порядке:
- заключить соответствующие соглашения о субсидировании процентных ставок с коммерческими банками и специализированными финансово-кредитными учреждениями участвующими в реализации Проекта «Финансирование сельского хозяйства - 4»;
- профинансировать первый транш субсидии из средств республиканского бюджета Кыргызской Республики на 2016 год;
- предусмотреть в проекте Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2017 год и прогнозе на 2018-2019 годы» необходимые средства для оплаты второго и третьего траншей субсидии.
3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении семи дней со дня официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел финансов и кредитной политики Аппарата Правительства Кыргызской Республики.
Премьер-министр Т.А.Сариев
Проект «Финансирование сельского хозяйства – 4»
1.Общие положения Целью Проекта «Финансирование сельского хозяйства – 4» (далее - Проект) является оказание государственной поддержки субъектам предпринимательства и физическим лицам республики для своевременного проведения весенне-полевых работ в 2016 году и дальнейшего развития животноводства, растениеводства, сектора переработки сельскохозяйственной продукции и услуг в отрасли сельского хозяйства, путем обеспечения доступными и льготными кредитными средствами. Срок реализации Проекта - 36 месяцев. Источники финансирования: республиканский бюджет Кыргызской Республики на 2016-2018 годы и средства коммерческих банков и специализированных финансово-кредитных учреждений. Начало реализации Проекта - январь 2016 года. Ответственные исполнители: Министерство финансов Кыргызской Республики, коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения (микрокредитные компании, микрофинансовые компании и др.), участвующие в реализации Проекта.
Описание Проекта.
В рамках Проекта финансовые средства коммерческих банков и специализированных финансово-кредитных учреждений будут предоставляться субъектам предпринимательства и физическим лицам республики в течение 2016 года для развития растениеводства, животноводства, переработки сельскохозяйственной продукции и услуг в отрасли сельского хозяйства по льготной процентной ставке. Правительство Кыргызской Республики субсидирует расходы коммерческих банков и специализированных финансово-кредитных учреждений из средств республиканского бюджета на 2016-2018 годы за размещение кредитов по льготным процентным ставкам. Коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения вправе осуществлять рефинансирование имеющейся задолженности заемщиков, в том числе в других банках и/или специализированных финансово-кредитных учреждениях, если целевая отрасль ранее полученных кредитных средств соответствует целям Проекта «Финансирование сельского хозяйства - 4», при этом общая сумма, направляемая на рефинансирование, не должна превышать 10 процентов от общей суммы финансирования. Обязательным условием для получения кредита в рамках настоящего Проекта является отсутствие негативной кредитной истории и просроченной задолженности заемщиков по кредитам в банках и/или специализированных финансово-кредитных учреждениях, отсутствие просроченной задолженности по налоговым и другим обязательным отчислениям, а также наличие возможности по расширению/увеличению выпуска продукции и увеличению объемов отчислений по налогам. Коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения, участвующие в Проекте, обязаны кредитовать заемщиков на следующих основных общих условиях:
Целевая отрасль
Растениеводство, животноводство, переработка сельскохозяйственных продуктов и услуг в отрасли сельского хозяйства Конечная процентная ставка10 процентов годовых Срок кредитаНе более 36 месяцев Льготный период
Полное освобождение от уплаты взносов по основной сумме задолженности до 6 месяцев
Кредитные средства в размере до 100 (сто) тысяч сомов по индивидуальным кредитам могут выдаваться на беззалоговой основе со сроком возврата до 12 месяцев при наличии письменной рекомендации Совета старейшин/аксакалов/села. При этом общая сумма, направляемая на данные цели, не должна превышать 5 процентов от общей суммы кредитования.
2.Дополнительные условия для субъектов отрасли животноводства К данной отрасли относятся субъекты, занимающиеся:
- разведением крупного рогатого скота, включая разведение яков; - разведением овец, коз, коней, кроликов;
- разведением птицы (кур, уток, гусей, страусов, перепёлок и других сельскохозяйственных птиц);
- разведением медовых пчёл, включая производство пчелиного меда и пчелиного воска; - рыбоводством и деятельностью рыбопитомников и рыбных ферм;
- разведением свиней.
Субъекты данной отрасли в рамках настоящего Проекта могут получить кредит в размере, не превышающем 3 (три) млн. сомов для одного заемщика. Субъекты данной отрасли должны иметь все необходимые условия для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, включая наличие кормовой базы и условия для хранения кормов в зимний период. Приоритетом являются субъекты, заключившие договоры (контракты) с перерабатывающими предприятиями на поставку своей продукции. Коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения в рамках настоящего Проекта, при необходимости, имеют право проводить опрос соседей и односельчан о достоверности представленных субъектами сведений.
3.Дополнительные условия для субъектов отрасли растениеводства К отрасли растениеводства относятся: - выращивание зерновых культур;
- выращивание технических культур; - выращивание овощей, бахчевых культур, садоводство; - ведение тепличного хозяйства; - выращивание фруктов и ягод;
- развитие системы капельного орошения. Субъекты, занимающиеся растениеводством, для получения кредита в рамках настоящего Проекта в обязательном порядке должны иметь в наличии собственную или арендованную землю сельскохозяйственного назначения, с наличием документа, удостоверяющего наличие такой земли (свидетельство, договора аренды, договор купли-продажи и др.). Ограничения по максимальной сумме кредита для субъектов отрасли растениеводства не установлены. Субъекты отрасли растениеводства ввиду специфики и сезонности отрасли могут получать кредиты вне очереди. Приоритетным направлением в данной отрасли является финансирование производства экспортных сельскохозяйственных культур, а также ведения тепличных хозяйств и финансирование проектов по внедрению системы капельного орошения.
4.Дополнительные условия для субъектов отрасли переработки сельскохозяйственной продукции и услуг в отрасли сельского хозяйства К данной отрасли относятся: - обработка, переработка сельскохозяйственной продукции (зерновые, бобовые, мясо и шкура сельскохозяйственного скота (крупного рогатого скота, мелкого рогатого скота, коней, птицы и т.д.), молока (крупного рогатого скота, мелкого рогатого скота и т.д.);
- переработка и консервирование рыбы и рыбных продуктов;
- переработка и консервирование фруктов, овощей и ягод;
- производство растительных и животных масел и жиров; - производство кормов для сельскохозяйственных животных;
- производство пищевых продуктов из сельскохозяйственной продукции (в том числе из вторичного сырья сельскохозяйственной продукции), за исключением производства минеральных вод; - производство удобрений и азотных соединений для сельского хозяйства;
- упаковка, складирование и хранение сельскохозяйственной продукции, включая овощехранилища;
- убойные цеха для сельскохозяйственного скота и птиц;
- логистические центры по организации закупок, хранению, перевозки и сбыта сельскохозяйственной продукции.
Первая категория субъектов включает в себя предприятия с наличием от 20 рабочих мест и в рамках настоящего Проекта может получить кредит в размере, не превышающем 50 (пятьдесят) млн сомов для одного заемщика. Вторая категория субъектов включает в себя предприятия с наличием до 20 рабочих мест и в рамках настоящего Проекта может получить кредит в размере, не превышающем 10 (десять) млн сомов для одного заемщика. В рамках настоящего Проекта могут финансироваться все этапы производственного цикла, включая покупку основных и оборотных средств, а также финансирование фондов оплаты труда. Субъекты данной отрасли должны быть резидентами Кыргызской Республики и надлежащим образом зарегистрированы во всех государственных органах Кыргызской Республики, включая Государственную налоговую службу при Правительстве Кыргызской Республики и Социальный фонд Кыргызской Республики. Приоритетом в данной отрасли являются субъекты:
- заключившие договоры (контракты) с местными производителями на поставку сельскохозяйственной продукции (сырья);
- с положительной динамикой роста количества рабочих мест, расширения/увеличения производства сельскохозяйственной продукции и увеличения объемов налоговых отчислений.
5. Расчет субсидии Для покрытия расходов коммерческих банков и специализированных финансово-кредитных учреждений при предоставлении льготных кредитов Правительством Кыргызской Республики принимаются коэффициент субсидирования в размере 19,71 процента от ежемесячного объема кредитования коммерческого банка или специализированного финансово-кредитного учреждения. Из них часть перечисляется в 2016 году по расчетному коэффициенту – 9,78 процента, часть в 2017 году по расчетному коэффициенту – 7,55 процента и часть в 2018 году по расчетному коэффициенту – 2,38 процента.
6. Перечисление субсидии Суммы субсидии, определяемые согласно расчетным коэффициентам, перечисляются коммерческим банкам и специализированным финансово-кредитным учреждениям Министерством финансов Кыргызской Республики из средств республиканского бюджета Кыргызской Республики, тремя траншами, в том числе:
- первый транш - с момента получения заявок коммерческих банков на субсидирование на соответствующий месяц до 30/31 числа каждого месяца; - второй транш - по истечении 365 дней с момента выдачи первого транша;
- третий транш – по истечении 365 дней с момента выдачи второго транша.
7. Схема реализации Проекта Бюджетное Информация о поручение проверке целевого использования Заявки, отчеты Соглашения о предоставлении субсидии Сумма субсидии Надзор Кредит 10 %
8. Описание реализации Проекта Коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения, изъявившие желание участвовать в Проекте, заключают соглашение о сотрудничестве с Министерством финансов Кыргызской Республики. Для получения субсидий в рамках Проекта коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения ежемесячно до 10 числа представляют в Министерство финансов Кыргызской Республики заявку на субсидирование, с указанием суммы кредитования на соответствующий месяц. Министерство финансов Кыргызской Республики производит расчет суммы субсидии согласно расчетным коэффициентам и готовит финансовый план на соответствующий месяц для перечисления коммерческим банкам и специализированным финансово-кредитным учреждениям транша субсидии. Транши субсидии переводятся на расчетные счета коммерческих банков и специализированных финансово-кредитных учреждений Центральным казначейством Министерства финансов Кыргызской Республики из средств республиканского бюджета в соответствии с внутренними актами Министерства финансов Кыргызской Республики, до 30/31 числа соответствующего месяца. После перечисления субсидии коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения из собственных средств, без взимания комиссионных или иных сборов, кредитуют сельскохозяйственных производителей на следующих условиях:
- процентная ставка – 10 процентов годовых; - срок погашения кредита – не более 36 месяцев;
- выплаты основной суммы и процентов по кредиту производятся согласно кредитному соглашению, с предоставлением льготного периода по основной сумме до 6 месяцев. Надзор за деятельностью коммерческих банков и специализированных финансово-кредитных учреждений осуществляется Национальным банком Кыргызской Республики в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Остаток неиспользованных сумм субсидий перечисляется коммерческими банками и специализированными финансово-кредитными учреждениями в Министерство финансов Кыргызской Республики.
9. Риски и угрозы Риск нецелевого использования средств получателями льготных кредитов:
- минимизация риска нецелевого использования кредитных средств получателями льготных кредитов осуществляется коммерческими банками и специализированными финансово-кредитными учреждениями в установленном порядке;
- при обнаружении факта нецелевого использования кредитных средств коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения вправе требовать от заемщика досрочного погашения остатка неиспользованных кредитных средств и установить со дня получения кредита процентные ставки в размере 30 процентов годовых со дня получения кредита;
- в этом случае коммерческий банк или специализированное финансово-кредитное учреждение обязуется вернуть Министерству финансов Кыргызской Республики полученные средства субсидии с учетом расчетных коэффициентов от суммы выданного кредита. В целях минимизации риска нецелевого использования средств субсидии коммерческими банками и специализированными финансово-кредитными учреждениями:
- Национальный банк Кыргызской Республики в установленном порядке осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков и специализированных финансово-кредитных учреждений на предмет целевого использования субсидии;
- коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения еженедельно предоставляют в Министерство финансов Кыргызской Республики отчеты об объемах размещенных кредитов согласно Проекту;
- при обнаружении факта нецелевого использования коммерческими банками и специализированными финансово-кредитными учреждениями средств субсидий, Министерство финансов Кыргызской Республики вправе в одностороннем порядке приостановить дальнейшее субсидирование и применить финансовые санкции путем начисления к траншу субсидии (со дня перечисления) по процентной ставке в размере 30 процентов годовых. Финансовые санкции вместе с перечисленным траншем по субсидии должны быть перечислены в Министерство финансов Кыргызской Республики. Риск неполного исполнения обязательств со стороны Правительства Кыргызской Республики:
- в рамках Проекта Министерство финансов Кыргызской Республики до 30/31 числа каждого месяца перечисляет суммы первого транша по субсидии из республиканского бюджета на расчетные счета коммерческих банков и специализированных финансово-кредитных учреждений согласно расчетным коэффициентам субсидирования и порядку перечисления субсидии;
- средства для выплаты второго и третьего траншей субсидии будут предусмотрены в проекте Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2017 год и прогнозе на 2018-2019 годы». Риск неполной выборки кредитных средств:
- для максимального вовлечения в Проект финансово-кредитных учреждений количество участников проекта не ограничивается. Согласно Проекту ограничивается только совокупный объем кредитования, с учетом расчетных коэффициентов субсидирования и порядка выплаты субсидий в пределах средств республиканского бюджета, предусмотренных для реализации Проекта;
- коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения вправе использовать механизмы группового кредитования членов фермерских, крестьянских хозяйств и кооперативов. Угроза природных катаклизмов:
- при возникновении риска невозврата кредитов заемщиками, связанного с природными катаклизмами, коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения самостоятельно принимают меры по их минимизации, в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
10. Мониторинг целевого использования кредитных средств Мониторинг целевого использования кредитных средств будет осуществляться коммерческими банками и специализированными финансово-кредитными учреждениями следующим образом:
- в течение 1 месяца с момента получения кредита заемщики должны представлять отчеты о целевом использовании кредитных средств, с приложением документального подтверждения (контракты/договоры, счета-фактуры и/или накладные, платежные документы об оплате и другие) произведенных расходов по кредиту;
- в течение 3-х месяцев, следующих после получения отчета от заемщика о целевом использовании кредитных средств, уполномоченные сотрудники коммерческого банка или специализированного финансово-кредитного учреждения, с выездом на место, будут осуществлять мониторинг, который будет оформляться отчетом о результатах проверки. В случаях нецелевого использования кредита должен быть составлен соответствующий акт, и процентная ставка по данному кредиту должна быть повышена до 30 процентов годовых со дня выдачи кредита. Заемщики обязаны представить в банк или специализированное финансово-кредитное учреждение следующие документы, подтверждающие целевое использование кредита:
- копия контрактов/договоров купли-продажи скота или справка, подтверждающая покупку скота, с обязательной отметкой айыл окмоту о регистрации купленного скота в хозяйственной книге соответствующего айыл окмоту по месту прописки/проживания/ регистрации заемщика;
- копии контрактов/договоров и/или счетов-фактур, накладных или подтверждающих платежных документов об оплате за приобретенные семена, минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы и запасные части на сельскохозяйственную технику, об оплате услуг (должны быть представлены вместе с отчетом об использовании средств). В случае:
- разрыва сроков между получением кредита и оптимальным периодом проведения агротехнических мероприятий допускается принятие оправдательных документов, с датой оформления не ранее двух месяцев до дня выдачи кредита;
- совершения сделок купли-продажи семян, минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов и запасных частей на сельскохозяйственную технику, а также сделок по оказанию услуг техники между лицами, имеющими статус физического лица, оправдательным документом может являться контракт/договор купли-продажи или контракт/договор на оказание услуг, заверенный главой айыл окмоту, с обязательным приложением расписки продавца о получении денежных средств, с указанием в расписке паспортных данных, количества, сортов реализованных семян или другой продукции/услуги;
- совместного приобретения горюче-смазочных материалов жителями отдаленных сел через уполномоченное лицо, в отчете об использовании средств каждого такого кредита указывается, что ГСМ приобретены совместно и прилагаются копии всех платежных документов, полученных от автозаправочных станций.
В целях оценки эффективности использования кредитных средств по Проекту «Финансирование сельского хозяйства - 4», айыл окмоту совместно с сотрудниками районных управлений аграрного развития Министерства сельского хозяйства и мелиорации Кыргызской Республики и районных отделов государственной статистики Национального статистического комитета Кыргызской Республики (по согласованию) проводит анализ получения кредитов на предмет увеличения поголовья скота, повышения урожайности сельскохозяйственных культур, улучшения породности скота, повышения благосостояния населения, и по итогам завершения реализации Проекта «Финансирование сельского хозяйства - 4» вносит информацию в Аппарат Правительства Кыргызской Республики.