О вопросах Министерства труда и социального развития Кыргызской Республики
В соответствии с постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики «О структуре Правительства Кыргызской Республики» от 5 ноября 2015 года № 11-VI, статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Правительстве Кыргызской Республики» Правительство Кыргызской Республики постановляет:
1. Утвердить:
- Положение о Министерстве труда и социального развития Кыргызской Республики согласно приложению 1;
- схему управления Министерства труда и социального развития Кыргызской Республики согласно приложению 2.
2. Установить, что Министерство труда и социального развития Кыргызской Республики является правопреемником Министерства социального развития Кыргызской Республики.
3. Переименовать:
- Департамент социального обеспечения при Министерстве социального развития Кыргызской Республики в Департамент социального обеспечения при Министерстве труда и социального развития Кыргызской Республики;
- Республиканский центр медико-социальной экспертизы при Министерстве социального развития Кыргызской Республики в Республиканский центр медико-социальной экспертизы при Министерстве труда и социального развития Кыргызской Республики;
- Центр реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья при Министерстве социального развития Кыргызской Республики в Центр реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья при Министерстве труда и социального развития Кыргызской Республики;
- Республиканское учреждение протезно-ортопедических изделий Министерства социального развития Кыргызской Республики в Республиканское учреждение протезно-ортопедических изделий Министерства труда и социального развития Кыргызской Республики;
- Государственное учреждение «Центр «Телефон доверия для детей» при Министерстве социального развития Кыргызской Республики в Государственное учреждение «Центр «Телефон доверия для детей» при Министерстве труда и социального развития Кыргызской Республики».
4. Внести в постановление Правительства Кыргызской Республики «О вопросах Министерства Кыргызской Республики по социальной защите населения» от 19 апреля 2011 года № 169 следующие изменения:
- в наименовании и пункте 7 слова «Министерства Кыргызской Республики по социальной защите населения» заменить словами «Министерства труда и социального развития Кыргызской Республики»;
- в наименовании, преамбуле и пункте 1 Положения о специальных средствах Министерства социального развития Кыргызской Республики, утвержденного вышеуказанным постановлением, слова «Министерства социального развития» заменить словами «Министерства труда и социального развития».
5. Внести в постановление Правительства Кыргызской Республики «О Центре реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья при Министерстве социального развития Кыргызской Республики» от 29 июля 2011 года № 429 следующие изменения:
- в наименовании и пункте 1 слова «Министерстве социального развития» заменить словами «Министерстве труда и социального развития»;
- преамбулу изложить в следующей редакции: «В соответствии со статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Правительстве Кыргызской Республики» Правительство Кыргызской Республики постановляет:»;
- в Положении о Центре реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья при Министерстве социального развития Кыргызской Республики, утвержденном вышеуказанным постановлением:
в наименовании и пункте 1 слова «Министерство социального развития» в различных падежах заменить словами «Министерство труда и социального развития» в соответствующих падежах; в пункте 3:
- в абзаце пятом слова «Кыргыз Республикасынын социалдык өнүгүү министрлигинин» заменить словами «Кыргыз Республикасынын Эмгек жана социалдык өнүгүү министрлигинин»;
- в абзаце шестом в текстах на государственном и официальном языках слова «Министерстве социального развития» заменить словами «Министерстве труда и социального развития».
6. Внести в постановление Правительства Кыргызской Республики «О предельной штатной численности министерств, административных ведомств и иных государственных органов Кыргызской Республики» от 22 августа 2011 года № 473 следующее дополнение:
пункт 6 приложения 5 к вышеуказанному постановлению после слов «Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики,» дополнить словами «Министерство труда и социального развития Кыргызской Республики,».
7. Внести в постановление Правительства Кыргызской Республики «О Республиканском учреждении протезно-ортопедических изделий Министерства социального развития Кыргызской Республики» от 25 августа 2011 года № 511 следующие изменения:
- в наименовании и пункте 1 слова «Министерства социального развития» заменить словами «Министерства труда и социального развития»;
- преамбулу изложить в следующей редакции: «В соответствии со статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Правительстве Кыргызской Республики» Правительство Кыргызской Республики постановляет:»;
- в Уставе Республиканского учреждения протезно-ортопедических изделий Министерства социального развития Кыргызской Республики, утвержденном вышеуказанным постановлением:
в наименовании и пункте 1 слова «Министерства социального развития» заменить словами «Министерства труда и социального развития»; в пункте 3:
- в абзаце втором слова «Кыргыз Республикасынын социалдык өнүгүү министрлигинин» заменить словами «Кыргыз Республикасынын Эмгек жана социалдык өнүгүү министрлигинин»;
- в абзаце третьем в текстах на государственном и официальном языках слова «Министерства социального развития» заменить словами «Министерства труда и социального развития».
8. Внести в постановление Правительства Кыргызской Республики «О Департаменте социального обеспечения при Министерстве социальног о развития Кыргызской Республики» от 26 августа 2011 года № 517 следующие изменения:
- в наименовании и пункте 1 слова «Министерстве социального развития» заменить словами «Министерстве труда и социального развития»;
- преамбулу изложить в следующей редакции: «В соответствии со статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Правительстве Кыргызской Республики» Правительство Кыргызской Республики постановляет:»;
- в Положении о Департаменте социального обеспечения при Министерстве социального развития Кыргызской Республики, утвержденном вышеуказанным постановлением: в наименовании и пункте 1 слова «Министерство социального развития Кыргызской Республики» в различных падежах заменить словами «Министерство труда и социального развития Кыргызской Республики» в соответствующих падежах»;
в пункте 4:
- в абзаце втором слова «Кыргыз Республикасынын социалдык өнүгүү министрлигинин» заменить словами «Кыргыз Республикасынын Эмгек жана социалдык өнүгүү министрлигинин»;
- в абзаце третьем в текстах на государственном и официальном языках слова «Министерстве социального развития» заменить словами «Министерстве труда и социального развития». 9. Внести в постановление Правительства Кыргызской Республики «О Республиканском центре медико-социальной экспертизы при Министерстве социального развития Кыргызской Республики» от 18 октября 2013 года № 570 следующие изменения и дополнения: - в наименовании и пункте 2 слова «Министерстве социального развития» заменить словами «Министерстве труда и социального развития»;
- пункты 1, 3 и 4 признать утратившими силу;
- в Положении о Республиканском центре медико-социальной экспертизы при Министерстве социального развития Кыргызской Республики, утвержденном вышеназванным постановлением: в наименовании и пункте 1 слова «Министерстве социального развития» заменить словами «Министерстве труда и социального развития»;
пункт 5 признать утратившим силу; в пункте 6:
- в абзаце третьем слова «Кыргыз Республикасынын Социалдык өнүгүү министрлигинин» заменить словами «Кыргыз Республикасынын Эмгек жана социалдык өнүгүү министрлигинин»;
- в абзаце четвертом в текстах на государственном и официальном языках слова «Министерстве социального развития» заменить словами «Министерстве труда и социального развития»;
абзацы седьмой, восьмой и тринадцатый подпункта в) пункта 11, пункты 13 и 14 после слова «Министерство» в различных падежах дополнить словами «труда и».
10. Внести в постановление Правительства Кыргызской Республики «О создании Государственного учреждения «Центр «Телефон доверия для детей» при Министерстве социального развития Кыргызской Республики» от 24 июня 2015 года № 406 следующие изменения:
- наименование изложить в следующей редакции:
«О Государственном учреждении «Центр «Телефон доверия для детей» при Министерстве труда и социального развития Кыргызской Республики»;
- в пункте 2 слова «Министерстве социального развития» заменить словами «Министерстве труда и социального развития»; - пункт 5 признать утратившим силу;
- в Положении о Государственном учреждении «Центр «Телефон доверия для детей» при Министерстве социального развития Кыргызской Республики, утвержденном вышеназванным постановлением:
в наименовании и пункте 1 слова «Министерство социального развития» в различных падежах заменить словами «Министерство труда и социального развития» в соответствующих падежах; в пункте 3:
- в абзаце пятом слова «Кыргыз Республикасынын Социалдык өнүгүү министрлигинин» заменить словами «Кыргыз Республикасынын Эмгек жана социалдык өнүгүү министрлигинин»;
- в абзаце шестом в текстах на государственном и официальном языках слова «Министерстве социального развития» заменить словами «Министерстве труда и социального развития».
11. Признать утратившими силу:
- пункты 1, 2, 3 и 4 постановления Правительства Кыргызской Республики «О вопросах Министерства социального развития Кыргызской Республики» от 20 февраля 2012 года № 121; - постановление Правительства Кыргызской Республики «О вопросах Министерства труда, миграции и молодежи Кыргызской Республики» от 20 февраля 2012 года № 122;
- пункт 1 постановления Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики» от 22 апреля 2013 года № 212;
- постановление Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Кыргызской Республики «О вопросах Министерства социального развития Кыргызской Республики» от 20 февраля 2012 года № 121» от 7 мая 2013 года № 252;
- пункты 1, 2, 3 и 5 постановления Правительства Кыргызской «О вопросах реорганизации Департамента внешней миграции при Министерстве труда, миграции и молодежи Кыргызской Республики» от 3 июня 2013 года № 311;
- пункт 9 постановления Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики» от 5 июня 2015 года № 347.
12. Министерству труда и социального развития Кыргызской Республики:
- привести свои решения в соответствие с настоящим постановлением; - принять иные меры, вытекающие из настоящего постановления.
13. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел социального развития Аппарата Правительства Кыргызской Республики.
14. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.
Премьер-министр Т.А.Сариев
Приложение 1
Положение о Министерстве труда и социального развития Кыргызской Республики
- 1. Общие положения
1. Министерство труда и социального развития Кыргызской Республики (далее - Министерство) является государственным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в сферах труда, включая вопросы содействия занятости населения и охраны труда, социальной защиты населения, в том числе поддержки социально незащищенных категорий граждан, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также в области семьи и гендерного развития.
2. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Кыргызской Республики, законами Кыргызской Республики, иными нормативными правовыми актами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, вступившими в силу в установленном законом порядке, участницей которых является Кыргызская Республика, а также настоящим Положением.
3. Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и иными организациями, предприятиями и учреждениями.
4. Министерство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики и своим наименованием на государственном и официальном языках.
2. Цель и задачи Министерства
5. Целью Министерства является реализация государственной политики в сферах труда, включая вопросы охраны труда, содействия занятости, социального развития и обеспечения эффективной социальной защиты, а также предоставление услуг социально незащищенным категориям граждан, в том числе семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, пожилым гражданам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
6. Задачами Министерства являются:
- совершенствование государственной политики в сферах труда, включая вопросы охраны труда, содействия занятости, социального развития, защиты семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и обеспечение реализации национальных и государственных программ;
- развитие трудовых отношений и системы оплаты труда работников в сферах экономики;
- содействие повышению занятости населения; - совершенствование норм социальной поддержки безработных граждан;
- развитие и организация системы государственной поддержки, в том числе в виде государственных пособий и компенсационных выплат социально незащищенным категориям граждан, а также работающим гражданам в случае временной утраты трудоспособности, по беременности и родам, на погребение;
- содействие обеспечению гендерного равенства в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
- развитие и эффективное предоставление социальных услуг социально незащищенным категориям граждан.
3. Функции Министерства
7. Министерство осуществляет следующие функции: а) функции отраслевой политики:
- разрабатывает проекты нормативных правовых актов в сферах труда, включая вопросы охраны труда, содействия занятости, социального развития, предусматривающих совершенствование системы социальной защиты социально незащищенных категорий граждан, в том числе семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, лиц с ограниченными возможностями здоровья, пожилых граждан;
- разрабатывает прогноз потребности в трудовых ресурсах;
- разрабатывает предложения по совершенствованию системы социального партнерства в сфере трудовых отношений;
- разрабатывает предложения по совершенствованию единой государственной политики в сфере оплаты труда;
- вносит предложения и осуществляет реализацию направлений по совершенствованию и реформированию вопросов назначения и выплаты государственных пособий, денежных компенсаций, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, на погребение;
- разрабатывает предложения по внедрению социальных нормативов и гарантированных государственных минимальных социальных стандартов в пределах своей компетенции;
- разрабатывает и внедряет систему аккредитации организаций, предоставляющих услуги по повышению и подтверждению квалификации работников, социальные услуги социально незащищенным категориям граждан, в том числе семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- разрабатывает предложения по определению приоритетов и формулированию задач национальной гендерной политики;
- проводит анализ ситуации в гендерной сфере и мониторинг реализации государственной гендерной политики;
- вносит предложения, осуществляет координацию направлений по совершенствованию и реформированию вопросов выявления, учета малоимущих семей и оказания им социальной поддержки на основе социальных паспортов малоимущей семьи;
- координирует, осуществляет мониторинг реализации национальных и государственных программ;
- разрабатывает предложения по оказанию помощи жертвам торговли людьми;
- координирует работу совместно с заинтересованными государственными органами, местными государственными администрациями и органами местного самоуправления по вопросам государственной политики в сферах социального развития, труда и содействия занятости населения;
б) функции по предоставлению услуг:
- назначает и выплачивает государственные пособия, денежные компенсации взамен льгот и пособий, по беременности и родам, на погребение;
- содействует трудоустройству уязвимых слоев населения, также лиц с ограниченными возможностями здоровья; - организует социальное обслуживание в соответствии с государственными стандартами в учреждениях социального обслуживания;
- предоставляет льготные путевки на санаторно-курортное лечение;
- проводит медико-социальную реабилитацию; - обеспечивает проведение протезирования;
- обеспечивает специальными средствами передвижения;
- проводит освидетельствование граждан, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- осуществляет конкурсный отбор социальных проектов, финансирование, мониторинг и контроль за их реализацией в рамках компетенции Министерства;
- принимает меры в области защиты детей, в том числе опеки и попечительства, национального и международного усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внедрения института приемных семей, обеспечения их социальных гарантий;
- организует создание и развивает сеть социальных служб, предоставляющих гарантированные государством социальные услуги социально незащищенным категориям граждан, семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- расширяет сферу производства и реализации технических средств реабилитации и приспособлений для обеспечения лиц с ограниченными возможностями здоровья, совершенствует технологию изготовления протезно-ортопедических изделий;
- оказывает методическую и консультационную помощь по вопросам труда, содействия занятости и гендерной политики;
- оказывает консультативную помощь по «телефону доверия» для детей;
- предоставляет социальные и реабилитационные услуги жертвам торговли людьми;
- организует профессиональное обучение и переобучение безработных, привлечение безработных к оплачиваемым общественным работам, микрокредитование безработных граждан;
в) функции регулирования:
- проводит аккредитацию субъектов, осуществляющих деятельность в области международного усыновления; - проводит аккредитацию субъектов, работающих в области оказания услуг детям;
- обеспечивает учет и регистрацию ищущих работу и безработных граждан; г) функции координации, контроля и мониторинга:
- осуществляет мониторинг соблюдения социальных нормативов и гарантированных государственных минимальных социальных стандартов в пределах своей компетенции;
- проводит мониторинг деятельности организаций и учреждений, независимо от форм собственности, предоставляющих социальные услуги семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- осуществляет координацию порядка приема, учета, распределения гуманитарной помощи и проводит мониторинг;
- взаимодействует с заинтересованными министерствами, административными ведомствами, местными государственными администрациями и органами местного самоуправления в решении вопросов труда, содействия занятости и гендерной политики;
д) функции поддержки:
- осуществляет финансирование выплат государственных пособий и других социальных выплат в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
- оказывает содействие в трудоустройстве и профессиональном обучении по профессиям, востребованным на национальном рынке труда;
- осуществляет прогнозирование среднесрочного и программного бюджета, организует финансирование, исполнение бюджета и анализ расходов системы Министерства;
- совместно с заинтересованными сторонами реализует программы по вопросам труда, содействия занятости, защиты семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, недопущению трудных жизненных ситуаций в семье, профилактике правонарушений и преступности среди несовершеннолетних;
- формирует и ведет базу данных Корпоративной информационной системы социальной помощи для предоставления государственных социальных услуг и осуществления выплат государственных пособий и других социальных выплат социально незащищенным категориям граждан, в том числе семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, пожилым гражданам и лицам с ограниченными возможностями здоровья;
- утверждает формы документов, в том числе используемых в базе данных Корпоративной информационной системы социальной помощи, для предоставления государственных услуг социально незащищенным категориям граждан, в том числе семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, пожилым гражданам и лицам с ограниченными возможностями здоровья;
- осуществляет деятельность в пределах своей компетенции по привлечению гуманитарной помощи и грантовой поддержки со стороны стран-доноров и международных финансовых институтов;
- осуществляет в установленном порядке подбор, расстановку, продвижение кадров и повышение квалификации работников системы Министерства;
- осуществляет внутренний аудит системы Министерства в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
- рассматривает в установленном законодательством порядке обращения организаций и граждан, ведет прием граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;
- взаимодействует с заинтересованными министерствами, административными ведомствами, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления, некоммерческими и международными организациями, средствами массовой информации в решении вопросов, отнесенных к компетенции Министерства.
4. Права Министерства
8. Министерство имеет следующие права:
- издавать в установленном порядке приказы и распоряжения, обязательные для исполнения территориальными, подведомственными подразделениями и учреждениями;
- создавать экспертные, совещательные и иные органы по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;
- в установленном порядке запрашивать и получать от государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений статистические данные, информационные и аналитические материалы, необходимые для решения вопросов Министерства;
- осуществлять в установленном законодательством порядке взаимодействие с другими государственными органами и должностными лицами по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;
- осуществлять международное сотрудничество в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
- заключать договоры на проведение исследований, разработку научно-обоснованных рекомендаций, проведение процесса внедрения минимальных социальных стандартов, развитие социальных, реабилитационных услуг;
- осуществлять закупку товаров, работ и услуг в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
- проводить конкурсы, совещания, семинары и конференции, вести рекламно-издательскую деятельность по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;
- учреждать в установленном законодательством порядке ведомственные награды Министерства;
- открывать специальный счет;
- иные права, необходимые для осуществления деятельности Министерства.
5. Организация работы Министерства
9. Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
10. В Министерстве предусматриваются должности статс-секретаря и заместителей министра. Порядок назначения, освобождения от должности, функции и полномочия статс-секретаря определяются Законом Кыргызской Республики «О государственной службе». Заместители министра назначаются на должность и освобождаются от должности Премьер-министром Кыргызской Республики по представлению министра.
11. Министр:
- осуществляет общее руководство деятельностью Министерства;
- подписывает приказы, распоряжения и иные документы в пределах своей компетенции;
- утверждает сметы расходов территориальных, подведомственных подразделений и учреждений;
- утверждает структуру центрального аппарата Министерства, территориальных, подведомственных подразделений и учреждений Министерства, изменение которых возможно только в связи с изменением задач и функций Министерства. Назначение на должность министра не является основанием для изменения структуры Министерства;
- утверждает штатное расписание центрального аппарата Министерства, территориальных, подведомственных подразделений и учреждений Министерства;
- утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата, территориальных подразделениях и учреждениях Министерства;
- дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности статс-секретаря;
- вносит представление Премьер-министру Кыргызской Республики на назначение на должность и освобождение от должности руководителей подведомственных учреждений, входящих в номенклатуру Премьер-министра Кыргызской Республики;
- по согласованию с уполномоченным государственным органом в сфере государственной службы возлагает на статс-секретаря исполнение отдельных функций, отнесенных к компетенции Министерства;
- распределяет обязанности между заместителями министра;
- в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Министерства, заместителей руководителей подведомственных подразделений, руководителей и заместителей территориальных подразделений Министерства;
- применяет к сотрудникам Министерства меры поощрения и дисциплинарного взыскания;
- издает приказы, подлежащие обязательному исполнению работниками системы Министерства; - подписывает коллективный договор с представительным органом работников Министерства;
- распоряжается в установленном порядке средствами и управляет имуществом Министерства;
- подписывает от имени и по поручению Правительства Кыргызской Республики международные договоры;
- осуществляет премирование работников Министерства; - представляет в установленном порядке к награждению государственными наградами Кыргызской Республики, присвоению почетных званий особо отличившихся работников системы Министерства;
- имеет другие права в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Министр несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Министерство.
12. Статс-секретарь готовит представления о назначении, перемещении, ротации и освобождении от должности государственных служащих, занимающих административные государственные должности, входящие в номенклатуру Министерства.
13. В Министерстве образуется коллегия из девяти человек в составе министра (председатель коллегии), статс-секретаря и заместителей министра, а также других руководящих работников системы Министерства, представителя Аппарата Правительства Кыргызской Республики. Состав членов коллегии утверждается Премьер-министром Кыргызской Республики по предложению министра.
14. Организация и планирование работы коллегии, центрального аппарата Министерства, его структурных подразделений и иные вопросы деятельности Министерства регламентируются соответствующими документами, утверждаемыми министром.
15. В целях общественного мониторинга деятельности Министерства создается Общественный совет, представляющий собой консультативно-наблюдательный орган, функционирующий на общественных началах.
16. Руководители территориальных, подведомственных подразделений и учреждений по осуществляемым ими полномочиям несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
17. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата, территориальных, подведомственных подразделений и учреждений Министерства осуществляется за счет средств республиканского и местного бюджетов, а также иных источников финансирования, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики.
_____________________________________________________