Об утверждении Проекта "Финансирование сельского хозяйства - 3"
В целях оказания государственной поддержки сельскохозяйственным производителям республики для своевременного проведения весенне-полевых работ в 2015 году, дальнейшего развития животноводства и перерабатывающего сектора сельского хозяйства, в соответствии со статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" Правительство Кыргызской Республики постановляет:
1. Утвердить проект "Финансирование сельского хозяйства - 3" согласно приложению.
2. Министерству финансов Кыргызской Республики в установленном порядке:
- заключить Меморандум о сотрудничестве и соответствующие соглашения о субсидировании процентных ставок с коммерческими банками и специализированными финансово-кредитными учреждениями;
- профинансировать первый транш субсидии из средств республиканского бюджета на 2015 год;
- предусмотреть в проекте Закона Кыргызской Республики "О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2016 год и прогнозе на 2017-2018 годы" необходимые средства для оплаты второго транша субсидии.
3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении семи дней со дня официального опубликования.
Опубликован в газете "Эркин Тоо" от 13 марта 2015 года N 20-21
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел финансов и кредитной политики Аппарата Правительства Кыргызской Республики.
Премьер-министр Кыргызской Республики | Дж.Оторбаев |
Приложение
Проект "Финансирование сельского хозяйства - 3"
1. Общие положения
Целью Проекта "Финансирование сельского хозяйства - 3" (далее - Проект) является оказание государственной поддержки сельскохозяйственным производителям республики для своевременного проведения весенне-полевых работ в 2015 году, дальнейшего развития животноводства и агроперерабатывающего сектора, семенных и племенных хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов путем обеспечения доступными и льготными кредитными средствами субъектов, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью и переработкой сельскохозяйственной продукции.
Срок реализации Проекта: 24 месяца.
Общая стоимость Проекта для республиканского бюджета: на 2015 год составляет 210,0 млн. сомов, на 2016 год - не более 120,0 млн. сомов.
Источники финансирования: республиканский бюджет на 2015 и 2016 годы; средства коммерческих банков и специализированных финансово-кредитных учреждений.
Совокупный объем финансирования коммерческих банков и специализированных финансово-кредитных учреждений - до 3,0 млрд. сомов.
Начало реализации Проекта: март 2015 года.
Ответственные исполнители: Министерство финансов Кыргызской Республики, коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения, участвующие в реализации Проекта.
Описание Проекта.
В рамках Проекта финансовые средства коммерческих банков и специализированных финансово-кредитных учреждений будут предоставляться сельскохозяйственным производителям в течение 2015 года для развития растениеводства, животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, семенных и племенных хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов по льготным процентным ставкам.
Правительство Кыргызской Республики субсидирует расходы коммерческих банков и специализированных финансово-кредитных учреждений из средств республиканского бюджета на 2015 и 2016 годы за размещение кредитов по льготным процентным ставкам.
Коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения, участвующие в Проекте, обязаны кредитовать сельскохозяйственных производителей и агропереработчиков на следующих основных общих условиях:
Целевая отрасль | Растениеводство, животноводство и переработка сельскохозяйственной продукции, семенные и племенные хозяйства, сельскохозяйственные кооперативы |
Конечная процентная ставка | 10% годовых для секторов растениеводства и животноводства; 9% годовых для сектора переработки сельскохозяйственной продукции, семенных и племенных хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов |
Срок кредита | 24 месяца с момента выдачи кредита |
Льготный период | Полное освобождение от уплаты взносов по основной сумме задолженности до 6 месяцев для секторов животноводства и растениеводства; полное освобождение от уплаты взносов по основной сумме задолженности до 9 месяцев для сектора переработки сельскохозяйственной продукции, а также для семенных и племенных хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов |
2. Дополнительные условия для субъектов отрасли животноводства
Первая категория субъектов отрасли животноводства. В данную категорию входят нижеследующие субъекты (сельскохозяйственные кооперативы, фермерские/крестьянские хозяйства, частные/индивидуальные предприниматели и другие лица, зарегистрированные на территории Кыргызской Республики согласно законодательству Кыргызской Республики), занимающиеся:
- птицеводством;
- рыбным хозяйством;
- животноводством - при наличии не менее 100 (сто) голов мелкого рогатого скота (овцы, козы);
- животноводством, занимающиеся откормом скота - при наличии не менее 20 голов крупного рогатого скота (яки, быки);
- животноводством молочного направления - при наличии не менее 10 голов крупного рогатого скота молочного направления (коровы);
- животноводством - при наличии не менее 10 голов лошадей (независимо от половозрастной категории).
Субъекты Первой категории для получения кредита в рамках настоящего Проекта в обязательном порядке должны представить в коммерческий банк или в специализированное финансово-кредитное учреждение свидетельство о государственной регистрации (органов юстиции Кыргызской Республики или Национального статистического комитета Кыргызской Республики).
Субъекты Первой категории в рамках настоящего Проекта могут получить кредит в размере, не превышающем 3,0 (три) млн. сомов для одного заемщика.
Вторая категория субъектов отрасли животноводства. В данную категорию входят субъекты (сельскохозяйственные кооперативы, фермерские/крестьянские хозяйства, частные/индивидуальные предприниматели и другие лица, зарегистрированные на территории Кыргызской Республики в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и физические лица - мелкие фермеры, без регистрации занимающиеся животноводством и не вошедшие в первую категорию.
Субъекты. Второй категории в рамках настоящего Проекта могут получить кредит в размере, не превышающем 400,0 (четыреста) тысяч сомов для одного заемщика.
Общий объем финансирования субъектов Второй категории по настоящему Проекту не должен превышать 25% от общей суммы финансирования.
Субъекты Первой и Второй категорий должны иметь необходимые условия для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, включая наличие кормовой базы и условия для хранения кормов в зимний период.
Приоритетом являются субъекты Первой и Второй категорий, имеющие договоры (контракты) с перерабатывающими предприятиями на поставку своей продукции.
Коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения в рамках настоящего Проекта, при необходимости, имеют право проводить опрос соседей и односельчан о достоверности представленных субъектами сведений.
Коммерческим банкам и специализированным финансово-кредитным учреждениям запрещается финансирование субъектов, занимающихся животноводством, имеющих действующие кредиты в других банках или финансово-кредитных учреждениях, а также рефинансирование имеющихся долгов этих субъектов в других банках или финансово-кредитных учреждениях.
3. Дополнительные условия для субъектов отрасли растениеводства
Субъекты, занимающиеся растениеводством, для получения кредита в рамках настоящего Проекта в обязательном порядке должны иметь в наличии собственную или арендованную землю сельскохозяйственного назначения, а также представить документ, удостоверяющий наличие такой земли (свидетельство, договор аренды, договор купли-продажи и др.).
Ограничений по максимальному размеру кредита для субъектов отрасли растениеводства нет.
Приоритетным направлением в данной отрасли является финансирование экспортоориентированных сельскохозяйственных культур, тепличных хозяйств и системы капельного орошения.
Коммерческим банкам и специализированным финансово-кредитным учреждениям запрещается финансирование субъектов, занимающихся растениеводством, имеющих действующие кредиты в других банках или финансово-кредитных учреждениях, а также рефинансирование имеющихся долгов этих субъектов в других банках или финансово-кредитных учреждениях.
4. Дополнительные условия для субъектов отрасли агропереработки
Первая категория субъектов, занимающихся переработкой сельскохозяйственной продукции, включают в себя предприятия с наличием до 20 рабочих мест.
Субъекты Первой категории в рамках настоящего Проекта могут получить кредит в размере, не превышающем 10,0 (десять) млн. сомов для одного заемщика.
Вторая категория субъектов, занимающихся переработкой сельскохозяйственной продукции, включают в себе предприятия с наличием от 20 рабочих мест.
Субъекты Второй категории в рамках настоящего Проекта могут получить кредит в размере, не превышающем 50,0 (пятьдесят) млн. сомов для одного заемщика.
В рамках настоящего Проекта могут финансироваться все этапы производственного цикла, включая покупку основных средств.
Субъект отрасли агропереработки должен быть резидентом Кыргызской Республики и надлежащим образом зарегистрирован во всех государственных органах Кыргызской Республики, включая налоговую службу и Социальный фонд Кыргызской Республики.
Обязательным условием для получения кредита в рамках настоящего Проекта является отсутствие просроченной задолженности по налоговым и другим обязательным отчислениям, также наличие возможности у субъекта агропереработки на расширение/увеличение выпуска продукции и увеличение объемов отчислений по налогам.
Приоритетом являются субъекты агропереработки, имеющие договоры (контракты) с местными сельхозпроизводителями на поставку сельскохозяйственной продукции (сырья).
Коммерческим банкам и специализированным финансово-кредитным учреждениям разрешается финансирование субъектов агропереработки, имеющих действующие кредиты, а также рефинансирование имеющихся долгов этих субъектов в других банках или финансово-кредитных учреждениях.
5. Общая схема реализации Проекта
6. Расчет субсидии
Для покрытия расходов коммерческих банков и специализированных финансово-кредитных учреждений при предоставлении льготных кредитов Правительством Кыргызской Республики принимаются следующие коэффициенты субсидирования от ежемесячного объема кредитования коммерческого банка или специализированного финансово-кредитного учреждения:
- для кредитов секторов растениеводства и животноводства - 10,34. Из них часть перечисляется в 2015 году по расчетным коэффициентам - 6,97 и часть в 2016 году - по расчетным коэффициентам - 3,37;
- для кредитов сектора переработки сельскохозяйственной продукции, семенных и племенных хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов - 12,75. Из них часть перечисляется в 2015 году по расчетным коэффициентам - 8,20 и вторая часть - в 2016 году по расчетным коэффициентам - 4,55.
7. Перечисление субсидии
Суммы субсидии, определяемые согласно расчетным коэффициентам, перечисляются коммерческим банкам Министерством финансов Кыргызской Республики из средств республиканского бюджета, двумя траншами, в том числе:
- первый транш - с момента получения заявок коммерческих банков на субсидирование на соответствующий месяц, но не позднее 15 числа каждого месяца;
- второй транш - по истечении 365 дней с момента выдачи первого транша, но не позднее 15 числа каждого месяца.
8. Описание реализации Проекта
Коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения, изъявившие желание участвовать в Проекте, заключают соглашение о сотрудничестве с Министерством финансов Кыргызской Республики.
Для получения средств субсидирования в рамках Проекта коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения ежемесячно до 10 числа представляют в Министерство финансов Кыргызской Республики заявку на субсидирование, с указанием суммы кредитования на соответствующий месяц.
Министерство финансов Кыргызской Республики производит расчет суммы субсидий согласно расчетным коэффициентам и готовит финансовый план на соответствующий месяц для перечисления коммерческим банкам транша субсидии.
Транши субсидии переводятся на расчетные счета коммерческих банков и специализированных финансово-кредитных учреждений Центральным казначейством Министерства финансов Кыргызской Республики из средств республиканского бюджета, в соответствии с внутренними актами Министерства финансов Кыргызской Республики, не позднее 15 числа соответствующего месяца.
После перечисления суммы субсидирования коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения из собственных средств, без взимания комиссионных или иных сборов, кредитуют сельскохозяйственных производителей на следующих условиях:
- процентная ставка - для секторов растениеводства и животноводства - 10% годовых, для переработки сельскохозяйственной продукции, семенных и племенных хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов - 9% годовых;
- срок погашения кредита: 24 месяца;
- выплаты основной суммы и процентов по кредиту производятся согласно кредитному соглашению, с обязательным предоставлением льготного периода - до 6 месяцев в секторах растениеводства и животноводства, и до 9 месяцев - в секторе переработки сельскохозяйственной продукции, а также для семенных и племенных хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов.
Надзор за деятельностью коммерческих банков и специализированных финансово-кредитных учреждений осуществляется Национальным банком Кыргызской Республики в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Остаток неиспользованных сумм субсидий перечисляется коммерческими банками и специализированными финансово-кредитными учреждениями в Министерство финансов Кыргызской Республики.
9. Риски и угрозы
Риск нецелевого использования средств сельскохозяйственными производителями:
- минимизация риска нецелевого использования кредитных средств сельскохозяйственными производителями осуществляется коммерческими банками и специализированными финансово-кредитными учреждениями в установленном порядке;
- при обнаружении факта нецелевого использования кредитных средств коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения вправе требовать от заемщика досрочного погашения остатка неиспользованных кредитных средств и установить со дня получения кредита процентные ставки в размере 30 процентов годовых;
- в этом случае коммерческий банк или специализированное финансово-кредитное учреждение обязуется вернуть Министерству финансов Кыргызской Республики полученные средства субсидии, с учетом расчетных коэффициентов от суммы выданного кредита.
Риск нецелевого использования средств субсидии коммерческими банками и специализированными финансово-кредитными учреждениями:
- Национальный банк Кыргызской Республики в установленном порядке осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков и специализированных финансово-кредитных учреждений на предмет целевого использования субсидии;
- коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения еженедельно предоставляют в Министерство финансов Кыргызской Республики отчеты по объемам размещенных кредитов согласно по проекту;
- при обнаружении факта нецелевого использования коммерческими банками и специализированными финансово-кредитными учреждениями средств субсидии Министерство финансов Кыргызской Республики вправе в одностороннем порядке приостановить дальнейшее субсидирование и применить финансовые санкции путем установления со дня перечисления транша по субсидии процентные ставки, в размере 30 процентов годовых. Финансовые санкции вместе с перечисленным траншем по субсидии должны быть перечислены в Министерство финансов Кыргызской Республики.
Риск неполного исполнения обязательств со стороны Правительства Кыргызской Республики:
- в рамках Проекта Министерство финансов Кыргызской Республики не позднее 15 числа каждого месяца перечисляет суммы первого транша по субсидии из республиканского бюджета на расчетные счета коммерческих банков и специализированных финансово-кредитных учреждений согласно расчетным коэффициентам субсидирования и порядку перечисления субсидии;
- средства для выплаты второго транша субсидии будут предусмотрены в проекте Закона Кыргызской Республики "О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2016 год и прогнозе на 2017-2018 годы".
Риск неполной выборки кредитных средств:
- для максимального вовлечения в Проект финансово-кредитных учреждений количество участников проекта не ограничивается. Согласно Проекту ограничивается только совокупный объем кредитования, с учетом расчетных коэффициентов субсидирования и порядка вышиты субсидий в пределах средств республиканского бюджета, предусмотренных для реализации Проекта, в размере 210,0 млн. сомов в 2015 году и не более 120,0 млн. сомов - в 2016 году;
- коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения вправе использовать механизмы группового кредитования членов фермерских, крестьянских хозяйств и кооперативов.
Угроза природных катаклизмов:
- при возникновении риска природных катаклизмов коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения самостоятельно принимают меры по их устранению в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
10. Мониторинг целевого использования
Мониторинг целевого использования будет осуществляться коммерческими банками и специализированными финансово-кредитными учреждениями следующим образом:
- в течение 1 месяца с момента получения кредита заемщики должны представлять отчеты о целевом использовании кредитных средств, с приложением документального подтверждения (контракты/договора, счета-фактуры и/или накладные, платежные документы об оплате и другие) произведенных расходов по кредиту;
- в течение последующих 3-х месяцев после получения отчета от заемщика о целевом использовании кредитных средств, уполномоченные сотрудники коммерческого банка или специализированного финансово-кредитного учреждения с выездом на место будут осуществлять мониторинг, итоги которого будут оформляться внутренним отчетом проверки. В случаях нецелевого использования кредита должен быть составлен соответствующий акт, и процентная ставка по данному кредиту должна быть повышена до 30% годовых со дня выдачи кредита.
Сельскохозяйственные производители обязаны представить в банк или специализированное финансово-кредитное учреждение следующие документы, подтверждающие целевое использование кредита:
- копия контрактов/договоров купли-продажи скота или справка, подтверждающая покупку скота, с обязательной отметкой айылного аймака о регистрации купленного скота в хозяйственной книге соответствующего айылного округа по месту прописки/проживания/регистрации заемщика;
- копии контрактов/договоров и/или счетов-фактур, накладных или подтверждающих платежных документов об оплате за приобретенные семена, минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы и запасные части для сельскохозяйственной техники, об оплате услуг (должны быть представлены вместе с отчетом об использовании средств).
В особых случаях:
- в случае разрыва сроков между получением кредита и оптимальным периодом проведения агротехнических мероприятий допускается принятие оправдательных документов, с датой оформления не ранее двух месяцев до дня выдачи кредита;
- в случае совершения сделок купли-продажи семян, минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов и запасных частей для сельскохозяйственной техники, а также сделок по оказанию услуг с предоставлением техники между лицами, имеющими статус физического лица, оправдательным документом может являться контракт/договор купли-продажи или на оказание услуг, заверенный айылным аймаком, с обязательным приложением расписки продавца о получении денежных средств, с указанием в расписке паспортных данных, количества, сортов реализованных семян или другой продукции/услуги;
- в случае совместного приобретения горюче-смазочных материалов жителями отдаленных сел через уполномоченное лицо - копии платежных документов автозаправочных станций прилагаются к отчету об использовании средств каждого такого кредита, с указанием совместного приобретения.
В целях оценки эффективности использования кредитных средств по Проекту "Финансирование сельского хозяйства-3" айыл окмоту совместно с сотрудниками районных сельхозуправлений и районных статистических управлений должен провести анализ полученных кредитов на предмет увеличения поголовья скота, повышение урожайности сельхозкультур, улучшение породности скота, повышения благосостояния населения и по итогам завершения реализации Проекта "Финансирование сельского хозяйства-3" представить информацию в Аппарат Правительства Кыргызской Республики.