Постановление Правительства КР №113 от 11 марта 2015 года

Об утверждении Проекта "Финансирование сельского хозяйства - 3"

В целях оказания государственной поддержки сельскохозяйственным производителям республики для своевременного проведения весенне-полевых работ в 2015 году, дальнейшего развития животноводства и перерабатывающего сектора сельского хозяйства, в соответствии со статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" Правительство Кыргызской Республики постановляет:

1. Утвердить проект "Финансирование сельского хозяйства - 3" согласно приложению.

2. Министерству финансов Кыргызской Республики в установленном порядке:

- заключить Меморандум о сотрудничестве и соответствующие соглашения о субсидировании процентных ставок с коммерческими банками и специализированными финансово-кредитными учреждениями;

- профинансировать первый транш субсидии из средств республиканского бюджета на 2015 год;

- предусмотреть в проекте Закона Кыргызской Республики "О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2016 год и прогнозе на 2017-2018 годы" необходимые средства для оплаты второго транша субсидии.

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении семи дней со дня официального опубликования.

Опубликован в газете "Эркин Тоо" от 13 марта 2015 года N 20-21

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел финансов и кредитной политики Аппарата Правительства Кыргызской Республики.


Премьер-министр Кыргызской Республики


Дж.Оторбаев


Приложение

Проект "Финансирование сельского хозяйства - 3"

1. Общие положения

Целью Проекта "Финансирование сельского хозяйства - 3" (далее - Проект) является оказание государственной поддержки сельскохозяйственным производителям республики для своевременного проведения весенне-полевых работ в 2015 году, дальнейшего развития животноводства и агроперерабатывающего сектора, семенных и племенных хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов путем обеспечения доступными и льготными кредитными средствами субъектов, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью и переработкой сельскохозяйственной продукции.

Срок реализации Проекта: 24 месяца.

Общая стоимость Проекта для республиканского бюджета: на 2015 год составляет 210,0 млн. сомов, на 2016 год - не более 120,0 млн. сомов.

Источники финансирования: республиканский бюджет на 2015 и 2016 годы; средства коммерческих банков и специализированных финансово-кредитных учреждений.

Совокупный объем финансирования коммерческих банков и специализированных финансово-кредитных учреждений - до 3,0 млрд. сомов.

Начало реализации Проекта: март 2015 года.

Ответственные исполнители: Министерство финансов Кыргызской Республики, коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения, участвующие в реализации Проекта.

Описание Проекта.

В рамках Проекта финансовые средства коммерческих банков и специализированных финансово-кредитных учреждений будут предоставляться сельскохозяйственным производителям в течение 2015 года для развития растениеводства, животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, семенных и племенных хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов по льготным процентным ставкам.

Правительство Кыргызской Республики субсидирует расходы коммерческих банков и специализированных финансово-кредитных учреждений из средств республиканского бюджета на 2015 и 2016 годы за размещение кредитов по льготным процентным ставкам.

Коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения, участвующие в Проекте, обязаны кредитовать сельскохозяйственных производителей и агропереработчиков на следующих основных общих условиях:

Целевая отрасль

Растениеводство, животноводство и переработка сельскохозяйственной продукции, семенные и племенные хозяйства, сельскохозяйственные кооперативы

Конечная процентная ставка

10% годовых для секторов растениеводства и животноводства;

9% годовых для сектора переработки сельскохозяйственной продукции, семенных и племенных хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов

Срок кредита

24 месяца с момента выдачи кредита

Льготный период

Полное освобождение от уплаты взносов по основной сумме задолженности до 6 месяцев для секторов животноводства и растениеводства;

полное освобождение от уплаты взносов по основной сумме задолженности до 9 месяцев для сектора переработки сельскохозяйственной продукции, а также для семенных и племенных хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов

2. Дополнительные условия для субъектов отрасли животноводства

Первая категория субъектов отрасли животноводства. В данную категорию входят нижеследующие субъекты (сельскохозяйственные кооперативы, фермерские/крестьянские хозяйства, частные/индивидуальные предприниматели и другие лица, зарегистрированные на территории Кыргызской Республики согласно законодательству Кыргызской Республики), занимающиеся:

- птицеводством;

- рыбным хозяйством;

- животноводством - при наличии не менее 100 (сто) голов мелкого рогатого скота (овцы, козы);

- животноводством, занимающиеся откормом скота - при наличии не менее 20 голов крупного рогатого скота (яки, быки);

- животноводством молочного направления - при наличии не менее 10 голов крупного рогатого скота молочного направления (коровы);

- животноводством - при наличии не менее 10 голов лошадей (независимо от половозрастной категории).

Субъекты Первой категории для получения кредита в рамках настоящего Проекта в обязательном порядке должны представить в коммерческий банк или в специализированное финансово-кредитное учреждение свидетельство о государственной регистрации (органов юстиции Кыргызской Республики или Национального статистического комитета Кыргызской Республики).

Субъекты Первой категории в рамках настоящего Проекта могут получить кредит в размере, не превышающем 3,0 (три) млн. сомов для одного заемщика.

Вторая категория субъектов отрасли животноводства. В данную категорию входят субъекты (сельскохозяйственные кооперативы, фермерские/крестьянские хозяйства, частные/индивидуальные предприниматели и другие лица, зарегистрированные на территории Кыргызской Республики в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и физические лица - мелкие фермеры, без регистрации занимающиеся животноводством и не вошедшие в первую категорию.

Субъекты. Второй категории в рамках настоящего Проекта могут получить кредит в размере, не превышающем 400,0 (четыреста) тысяч сомов для одного заемщика.

Общий объем финансирования субъектов Второй категории по настоящему Проекту не должен превышать 25% от общей суммы финансирования.

Субъекты Первой и Второй категорий должны иметь необходимые условия для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, включая наличие кормовой базы и условия для хранения кормов в зимний период.

Приоритетом являются субъекты Первой и Второй категорий, имеющие договоры (контракты) с перерабатывающими предприятиями на поставку своей продукции.

Коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения в рамках настоящего Проекта, при необходимости, имеют право проводить опрос соседей и односельчан о достоверности представленных субъектами сведений.

Коммерческим банкам и специализированным финансово-кредитным учреждениям запрещается финансирование субъектов, занимающихся животноводством, имеющих действующие кредиты в других банках или финансово-кредитных учреждениях, а также рефинансирование имеющихся долгов этих субъектов в других банках или финансово-кредитных учреждениях.

3. Дополнительные условия для субъектов отрасли растениеводства

Субъекты, занимающиеся растениеводством, для получения кредита в рамках настоящего Проекта в обязательном порядке должны иметь в наличии собственную или арендованную землю сельскохозяйственного назначения, а также представить документ, удостоверяющий наличие такой земли (свидетельство, договор аренды, договор купли-продажи и др.).

Ограничений по максимальному размеру кредита для субъектов отрасли растениеводства нет.

Приоритетным направлением в данной отрасли является финансирование экспортоориентированных сельскохозяйственных культур, тепличных хозяйств и системы капельного орошения.

Коммерческим банкам и специализированным финансово-кредитным учреждениям запрещается финансирование субъектов, занимающихся растениеводством, имеющих действующие кредиты в других банках или финансово-кредитных учреждениях, а также рефинансирование имеющихся долгов этих субъектов в других банках или финансово-кредитных учреждениях.

4. Дополнительные условия для субъектов отрасли агропереработки

Первая категория субъектов, занимающихся переработкой сельскохозяйственной продукции, включают в себя предприятия с наличием до 20 рабочих мест.

Субъекты Первой категории в рамках настоящего Проекта могут получить кредит в размере, не превышающем 10,0 (десять) млн. сомов для одного заемщика.

Вторая категория субъектов, занимающихся переработкой сельскохозяйственной продукции, включают в себе предприятия с наличием от 20 рабочих мест.

Субъекты Второй категории в рамках настоящего Проекта могут получить кредит в размере, не превышающем 50,0 (пятьдесят) млн. сомов для одного заемщика.

В рамках настоящего Проекта могут финансироваться все этапы производственного цикла, включая покупку основных средств.

Субъект отрасли агропереработки должен быть резидентом Кыргызской Республики и надлежащим образом зарегистрирован во всех государственных органах Кыргызской Республики, включая налоговую службу и Социальный фонд Кыргызской Республики.

Обязательным условием для получения кредита в рамках настоящего Проекта является отсутствие просроченной задолженности по налоговым и другим обязательным отчислениям, также наличие возможности у субъекта агропереработки на расширение/увеличение выпуска продукции и увеличение объемов отчислений по налогам.

Приоритетом являются субъекты агропереработки, имеющие договоры (контракты) с местными сельхозпроизводителями на поставку сельскохозяйственной продукции (сырья).

Коммерческим банкам и специализированным финансово-кредитным учреждениям разрешается финансирование субъектов агропереработки, имеющих действующие кредиты, а также рефинансирование имеющихся долгов этих субъектов в других банках или финансово-кредитных учреждениях.

5. Общая схема реализации Проекта

128418.png

6. Расчет субсидии

Для покрытия расходов коммерческих банков и специализированных финансово-кредитных учреждений при предоставлении льготных кредитов Правительством Кыргызской Республики принимаются следующие коэффициенты субсидирования от ежемесячного объема кредитования коммерческого банка или специализированного финансово-кредитного учреждения:

- для кредитов секторов растениеводства и животноводства - 10,34. Из них часть перечисляется в 2015 году по расчетным коэффициентам - 6,97 и часть в 2016 году - по расчетным коэффициентам - 3,37;

- для кредитов сектора переработки сельскохозяйственной продукции, семенных и племенных хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов - 12,75. Из них часть перечисляется в 2015 году по расчетным коэффициентам - 8,20 и вторая часть - в 2016 году по расчетным коэффициентам - 4,55.

7. Перечисление субсидии

Суммы субсидии, определяемые согласно расчетным коэффициентам, перечисляются коммерческим банкам Министерством финансов Кыргызской Республики из средств республиканского бюджета, двумя траншами, в том числе:

- первый транш - с момента получения заявок коммерческих банков на субсидирование на соответствующий месяц, но не позднее 15 числа каждого месяца;

- второй транш - по истечении 365 дней с момента выдачи первого транша, но не позднее 15 числа каждого месяца.

8. Описание реализации Проекта

Коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения, изъявившие желание участвовать в Проекте, заключают соглашение о сотрудничестве с Министерством финансов Кыргызской Республики.

Для получения средств субсидирования в рамках Проекта коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения ежемесячно до 10 числа представляют в Министерство финансов Кыргызской Республики заявку на субсидирование, с указанием суммы кредитования на соответствующий месяц.

Министерство финансов Кыргызской Республики производит расчет суммы субсидий согласно расчетным коэффициентам и готовит финансовый план на соответствующий месяц для перечисления коммерческим банкам транша субсидии.

Транши субсидии переводятся на расчетные счета коммерческих банков и специализированных финансово-кредитных учреждений Центральным казначейством Министерства финансов Кыргызской Республики из средств республиканского бюджета, в соответствии с внутренними актами Министерства финансов Кыргызской Республики, не позднее 15 числа соответствующего месяца.

После перечисления суммы субсидирования коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения из собственных средств, без взимания комиссионных или иных сборов, кредитуют сельскохозяйственных производителей на следующих условиях:

- процентная ставка - для секторов растениеводства и животноводства - 10% годовых, для переработки сельскохозяйственной продукции, семенных и племенных хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов - 9% годовых;

- срок погашения кредита: 24 месяца;

- выплаты основной суммы и процентов по кредиту производятся согласно кредитному соглашению, с обязательным предоставлением льготного периода - до 6 месяцев в секторах растениеводства и животноводства, и до 9 месяцев - в секторе переработки сельскохозяйственной продукции, а также для семенных и племенных хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов.

Надзор за деятельностью коммерческих банков и специализированных финансово-кредитных учреждений осуществляется Национальным банком Кыргызской Республики в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Остаток неиспользованных сумм субсидий перечисляется коммерческими банками и специализированными финансово-кредитными учреждениями в Министерство финансов Кыргызской Республики.

9. Риски и угрозы

Риск нецелевого использования средств сельскохозяйственными производителями:

- минимизация риска нецелевого использования кредитных средств сельскохозяйственными производителями осуществляется коммерческими банками и специализированными финансово-кредитными учреждениями в установленном порядке;

- при обнаружении факта нецелевого использования кредитных средств коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения вправе требовать от заемщика досрочного погашения остатка неиспользованных кредитных средств и установить со дня получения кредита процентные ставки в размере 30 процентов годовых;

- в этом случае коммерческий банк или специализированное финансово-кредитное учреждение обязуется вернуть Министерству финансов Кыргызской Республики полученные средства субсидии, с учетом расчетных коэффициентов от суммы выданного кредита.

Риск нецелевого использования средств субсидии коммерческими банками и специализированными финансово-кредитными учреждениями:

- Национальный банк Кыргызской Республики в установленном порядке осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков и специализированных финансово-кредитных учреждений на предмет целевого использования субсидии;

- коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения еженедельно предоставляют в Министерство финансов Кыргызской Республики отчеты по объемам размещенных кредитов согласно по проекту;

- при обнаружении факта нецелевого использования коммерческими банками и специализированными финансово-кредитными учреждениями средств субсидии Министерство финансов Кыргызской Республики вправе в одностороннем порядке приостановить дальнейшее субсидирование и применить финансовые санкции путем установления со дня перечисления транша по субсидии процентные ставки, в размере 30 процентов годовых. Финансовые санкции вместе с перечисленным траншем по субсидии должны быть перечислены в Министерство финансов Кыргызской Республики.

Риск неполного исполнения обязательств со стороны Правительства Кыргызской Республики:

- в рамках Проекта Министерство финансов Кыргызской Республики не позднее 15 числа каждого месяца перечисляет суммы первого транша по субсидии из республиканского бюджета на расчетные счета коммерческих банков и специализированных финансово-кредитных учреждений согласно расчетным коэффициентам субсидирования и порядку перечисления субсидии;

- средства для выплаты второго транша субсидии будут предусмотрены в проекте Закона Кыргызской Республики "О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2016 год и прогнозе на 2017-2018 годы".

Риск неполной выборки кредитных средств:

- для максимального вовлечения в Проект финансово-кредитных учреждений количество участников проекта не ограничивается. Согласно Проекту ограничивается только совокупный объем кредитования, с учетом расчетных коэффициентов субсидирования и порядка вышиты субсидий в пределах средств республиканского бюджета, предусмотренных для реализации Проекта, в размере 210,0 млн. сомов в 2015 году и не более 120,0 млн. сомов - в 2016 году;

- коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения вправе использовать механизмы группового кредитования членов фермерских, крестьянских хозяйств и кооперативов.

Угроза природных катаклизмов:

- при возникновении риска природных катаклизмов коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения самостоятельно принимают меры по их устранению в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

10. Мониторинг целевого использования

Мониторинг целевого использования будет осуществляться коммерческими банками и специализированными финансово-кредитными учреждениями следующим образом:

- в течение 1 месяца с момента получения кредита заемщики должны представлять отчеты о целевом использовании кредитных средств, с приложением документального подтверждения (контракты/договора, счета-фактуры и/или накладные, платежные документы об оплате и другие) произведенных расходов по кредиту;

- в течение последующих 3-х месяцев после получения отчета от заемщика о целевом использовании кредитных средств, уполномоченные сотрудники коммерческого банка или специализированного финансово-кредитного учреждения с выездом на место будут осуществлять мониторинг, итоги которого будут оформляться внутренним отчетом проверки. В случаях нецелевого использования кредита должен быть составлен соответствующий акт, и процентная ставка по данному кредиту должна быть повышена до 30% годовых со дня выдачи кредита.

Сельскохозяйственные производители обязаны представить в банк или специализированное финансово-кредитное учреждение следующие документы, подтверждающие целевое использование кредита:

- копия контрактов/договоров купли-продажи скота или справка, подтверждающая покупку скота, с обязательной отметкой айылного аймака о регистрации купленного скота в хозяйственной книге соответствующего айылного округа по месту прописки/проживания/регистрации заемщика;

- копии контрактов/договоров и/или счетов-фактур, накладных или подтверждающих платежных документов об оплате за приобретенные семена, минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы и запасные части для сельскохозяйственной техники, об оплате услуг (должны быть представлены вместе с отчетом об использовании средств).

В особых случаях:

- в случае разрыва сроков между получением кредита и оптимальным периодом проведения агротехнических мероприятий допускается принятие оправдательных документов, с датой оформления не ранее двух месяцев до дня выдачи кредита;

- в случае совершения сделок купли-продажи семян, минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов и запасных частей для сельскохозяйственной техники, а также сделок по оказанию услуг с предоставлением техники между лицами, имеющими статус физического лица, оправдательным документом может являться контракт/договор купли-продажи или на оказание услуг, заверенный айылным аймаком, с обязательным приложением расписки продавца о получении денежных средств, с указанием в расписке паспортных данных, количества, сортов реализованных семян или другой продукции/услуги;

- в случае совместного приобретения горюче-смазочных материалов жителями отдаленных сел через уполномоченное лицо - копии платежных документов автозаправочных станций прилагаются к отчету об использовании средств каждого такого кредита, с указанием совместного приобретения.

В целях оценки эффективности использования кредитных средств по Проекту "Финансирование сельского хозяйства-3" айыл окмоту совместно с сотрудниками районных сельхозуправлений и районных статистических управлений должен провести анализ полученных кредитов на предмет увеличения поголовья скота, повышение урожайности сельхозкультур, улучшение породности скота, повышения благосостояния населения и по итогам завершения реализации Проекта "Финансирование сельского хозяйства-3" представить информацию в Аппарат Правительства Кыргызской Республики.

Приложения

Распечатать