О мерах по оптимизации системы предоставления муниципальных услуг
В целях оптимизации системы предоставления муниципальных услуг физическим и юридическим лицам, повышения их качества и доступности, руководствуясь статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики", Правительство Кыргызской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке формирования реестра муниципальных услуг.
2. Государственному агентству по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики в месячный срок во взаимодействии с исполнительными органами местного самоуправления Кыргызской Республики:
- обеспечить информирование населения о предлагаемых мерах по оптимизации системы предоставления муниципальных услуг, повышению их качества и доступности;
- принять меры, вытекающие из настоящего постановления;
- привести свои решения в соответствие с настоящим постановлением.
3. Рекомендовать исполнительным органам местного самоуправления, после утверждения в установленном порядке базового реестра муниципальных услуг, разработать дополнительные перечни муниципальных услуг и внести на утверждение соответствующим местным кенешам.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел государственного управления и кадровой работы Аппарата Правительства Кыргызской Республики.
Премьер-министр Кыргызской Республики | Дж.Оторбаев |
Утверждено |
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке формирования реестра муниципальных услуг
1. Общие положения
1. Настоящее Положение о порядке формирования реестра муниципальных услуг (далее - Положение) разработано в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О местном самоуправлении" и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и устанавливает основные требования к порядку формирования реестра муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления местным сообществам, физическим и юридическим лицам, и их стандартизации.
2. В Положении используются следующие понятия и термины:
аутсорсинг муниципальных услуг - передача права предоставления муниципальных услуг организациям, основанным на частной и иных формах собственности, при условии соблюдения требований законодательства, устанавливающего порядок предоставления названных услуг;
базовый реестр муниципальных услуг - минимальный перечень муниципальных услуг, предоставляемых потребителям органами местного самоуправления на всей территории Кыргызской Республики на бесплатной и платной основе, в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Кыргызской Республики, и утверждаемый Правительством Кыргызской Республики;
дополнительный перечень муниципальных услуг - перечень муниципальных услуг, предоставляемых потребителям по решению представительных органов местного самоуправления на бесплатной или платной основе, формируемый сверх базового реестра муниципальных услуг, исходя из потребностей местного сообщества, возможностей местного бюджета, вводимый в пределах административно-территориальной единицы;
исполнитель муниципальной услуги - органы местного самоуправления и муниципальные учреждения, предоставляющие в пределах своей компетенции муниципальные услуги;
реестр муниципальных услуг - перечень муниципальных услуг, состоящий из базового реестра и дополнительного перечня муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления потребителям в пределах конкретной административно-территориальной единицы;
муниципальная услуга - результат деятельности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, осуществляемой в рамках их компетенции по исполнению запроса физических и юридических лиц, направленной на реализацию их прав, удовлетворение законных интересов либо исполнение обязанностей, возложенных на них нормативными правовыми актами, обеспечение вопросов жизнедеятельности населения территории;
муниципальная бесплатная услуга - муниципальная услуга, предоставляемая физическим и юридическим лицам на безвозмездной основе за счет бюджетных средств;
муниципальная платная услуга - муниципальная услуга, предоставляемая физическим и юридическим лицам на возмездной (полной или частичной) основе за установленную в соответствии с законодательством плату;
потребитель муниципальной услуги - местное сообщество, физическое или юридическое лицо, обратившееся непосредственно либо через своего представителя к исполнителю муниципальной услуги;
стандарт муниципальной услуги - систематизированный набор требований, предъявляемых к муниципальной услуге, утверждаемый Правительством Кыргызской Республики и местным кенешем, определяющий процедуру взаимодействия исполнителя муниципальной услуги с потребителем услуги, разрабатываемый на основе типового стандарта муниципальной услуги, утверждаемого Правительством Кыргызской Республики;
уполномоченный государственный орган - государственный орган по вопросам местного самоуправления.
3. Нормы, установленные настоящим Положением, обязательны для органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, физических и юридических лиц, деятельность которых связана с предоставлением муниципальных услуг.
4. Деятельность органов местного самоуправления по реализации функций регулирования и контроля не может быть включена в реестр муниципальных услуг и осуществляется в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
5. Государственные услуги, включенные в Единый реестр (перечень) государственных услуг, делегированные органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, оказываются на основе стандартов, разработанных для данных видов государственных услуг.
6. Муниципальные услуги предоставляются в соответствии со стандартами муниципальных услуг, разрабатываемыми на основе типового стандарта, утвержденного Правительством Кыргызской Республики.
7. Муниципальные услуги, включаемые в реестр муниципальных услуг, должны соответствовать следующим критериям:
1) наличие запроса от физических и юридических лиц на получение соответствующей муниципальной услуги либо необходимость для обеспечения жизнедеятельности населения соответствующей территории;
2) наличие установленной законодательством Кыргызской Республики компетенции органа местного самоуправления предоставлять данную муниципальную услугу и соответствующих обязательств, вытекающих из Конституции Кыргызской Республики и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики;
3) целостность муниципальной услуги, непосредственно связанной с данным органом местного самоуправления;
4) возможность стандартизации муниципальной услуги.
Муниципальная услуга, не отвечающая одному из этих критериев, не включается в реестр муниципальных услуг.
8. Муниципальные услуги оказываются на бесплатной основе, за исключением следующих случаев:
1) получение муниципальной услуги предоставляет ее потребителю право на владение и пользование объектами, являющимися источниками повышенной опасности, или на осуществление деятельности, представляющей повышенную опасность для окружающих (строительной и связанной с ней иной деятельности) и экологии, либо создает необходимые условия (предпосылки) для осуществления предпринимательской деятельности;
2) повторное предоставление и каждое последующее предоставление муниципальной услуги, при условии первичного предоставления услуги на бесплатной основе;
3) предоставление муниципальной услуги осуществляется сверх установленных стандартных требований к муниципальной услуге (по срочности, комфортности, месту получения услуги и т.д.);
4) не могут предоставляться на платной основе муниципальные услуги, бесплатность которых закреплена в Конституции Кыргызской Республики и законах Кыргызской Республики, а также вытекающие из обязательств Кыргызской Республики по международным конвенциям.
2. Порядок формирования базового реестра муниципальных услуг
§ 1. Разработка базового реестра муниципальных услуг
9. Уполномоченный государственный орган по делам местного самоуправления проводит первичную инвентаризацию всех предоставляемых органами местного самоуправления потребителям муниципальных услуг. Первичная инвентаризация муниципальных услуг осуществляется рабочей комиссией (далее - комиссия), образованной решением руководителя уполномоченного государственного органа.
10. Комиссия осуществляет свою деятельность на основе настоящего Положения и утверждаемого руководителем уполномоченного государственного органа Положения о комиссии, регулирующего порядок работы комиссии, процедуру принятия решений, изменение состава комиссии и другие вопросы, необходимые для достижения комиссией своих целей и задач.
11. Состав комиссии формируется из представителей уполномоченного государственного органа по делам местного самоуправления, представительных и исполнительных органов местного самоуправления, неправительственных организаций и независимых экспертов, представителей бизнес-сообщества.
12. Персональный состав комиссии утверждается руководителем уполномоченного государственного органа по делам местного самоуправления.
13. В компетенцию комиссии входит:
- проведение анализа соответствия муниципальной услуги установленным критериям;
- инвентаризация нормативной правовой базы, регламентирующей предоставление выявленных муниципальных услуг;
- взаимодействие с органами местного самоуправления по уточнению и формированию базового реестра;
- определение круга потребителей, по запросам которых предоставляется муниципальная услуга и на которых она распространяется;
- изучение обоснованности платности предоставления муниципальной услуги и действий, связанных с ее предоставлением;
- подготовка проекта базового реестра муниципальных услуг;
- подготовка обоснованных предложений по внесению изменений и дополнений в базовый реестр муниципальных услуг, а также предложений по передаче права на предоставление муниципальных услуг частным юридическим и физическим лицам (аутсорсинг);
- осуществление на постоянной основе мониторинга и анализа качества предоставления муниципальных услуг, включая услуги, право на предоставление которых передано частным юридическим и физическим лицам;
- подготовка предложений для внесения на рассмотрение Межведомственной комиссии по оптимизации системы предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - Межведомственная комиссия) по вопросам улучшения качества организации и предоставления муниципальных услуг, включая их регламентацию, стандартизацию и информатизацию, а также упрощения процедур (или укрупнения действий) предоставления муниципальных услуг.
Решения комиссии носят рекомендательный характер и оформляются соответствующим протоколом.
14. На основе изучения и анализа нормативных правовых и иных документов, регламентирующих деятельность органов местного самоуправления, по итогам проведения анализа соответствия критериям отнесения к муниципальной услуге согласно пункту 7 и определения основания платности/бесплатности муниципальных услуг согласно критериям, установленным пунктом 8 настоящего Положения, комиссией формируется проект базового реестра муниципальных услуг.
Проект базового реестра муниципальных услуг состоит из следующих разделов:
- подвид муниципальных услуг;
- наименование муниципальной услуги;
- исполнитель муниципальной услуги;
- платность или бесплатность муниципальной услуги.
§ 2. Рассмотрение и утверждение базового реестра муниципальных услуг
15. Проект базового реестра муниципальных услуг вносится уполномоченным государственным органом на рассмотрение Межведомственной комиссии.
Уполномоченным государственным органом при внесении проекта базового реестра муниципальных услуг для рассмотрения Межведомственной комиссии прилагаются следующие документы:
- справка-обоснование о необходимости включения соответствующей муниципальной услуги в базовый реестр муниципальных услуг с указанием нормативных правовых актов, в соответствии с которыми она предоставляется, круга потребителей, заинтересованных в получении муниципальной услуги;
- таблица о соответствии муниципальных услуг критериям, установленным настоящим Положением;
- перечень нормативных правовых актов, требующих внесения изменений, дополнений или отмены;
- перечень муниципальных услуг, право на предоставление которых может быть передано частным юридическим и физическим лицам.
16. Отсутствие хотя бы одного из документов, обязательных для приложения к проекту базового реестра муниципальных услуг, является основанием для вынесения Межведомственной комиссией отказа в рассмотрении до полной комплектации требуемых материалов.
17. Проект базового реестра муниципальных услуг рассматривается Межведомственной комиссией с вынесением соответствующего решения (заключения).
18. После получения положительного заключения Межведомственной комиссии и учета соответствующих рекомендаций уполномоченный государственный орган в установленном порядке вносит проект соответствующего нормативного правового акта в Правительство Кыргызской Республики.
19. После утверждения базового реестра муниципальных услуг постановлением Правительства Кыргызской Республики или внесения в него изменений и дополнений, информация о соответствующих муниципальных услугах в 10-дневный срок должна быть доведена до общественности.
Уполномоченный государственный орган информирует общественность в установленном порядке, включая публикацию на веб-сайтах органов местного самоуправления, на постоянных информационных стендах, расположенных в зданиях органов местного самоуправления и их структурных подразделений, либо иных общественных местах.
§ 3. Внесение изменений и дополнений в базовый реестр муниципальных услуг
20. Инициативой по внесению изменений в базовый реестр муниципальных услуг обладают уполномоченный государственный орган, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей муниципальных услуг, собрания (сходы) граждан.
21. Исполнительные органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей муниципальных услуг, собрания (сходы) граждан обращаются с предложением о внесении изменений и дополнений в базовый реестр муниципальных услуг в уполномоченный государственный орган.
22. Уполномоченный государственный орган на основании запроса в 30-дневный срок рассматривает предложение в соответствии с настоящим Положением, после чего инициирует внесение соответствующих изменений и дополнений в базовый реестр муниципальных услуг либо дает мотивированный отказ.
23. Уполномоченный государственный орган после получения положительного заключения Межведомственной комиссии по вопросу внесения изменений и дополнений в базовый реестр муниципальных услуг вносит соответствующий проект решения в Правительство Кыргызской Республики в установленном порядке.
3. Порядок формирования дополнительного перечня муниципальных услуг
§ 1. Разработка дополнительного перечня муниципальных услуг
24. Исполнительный орган местного самоуправления формирует предложение по включению услуги в дополнительный перечень муниципальных услуг на основе запроса собрания (схода) граждан, общественных объединений потребителей муниципальных услуг, депутатов местных кенешей, а также по инициативе самого исполнительного органа местного самоуправления.
25. Дополнительная муниципальная услуга вводится и оказывается на территории конкретной административно-территориальной единицы (города, айылного аймака).
Отдельные дополнительные муниципальные услуги могут вводиться и оказываться на территории нескольких административно-территориальных единиц (городов, айылных аймаков) в рамках межмуниципального сотрудничества.
26. Для подготовки проекта дополнительного перечня муниципальных услуг главой исполнительного органа местного самоуправления формируется комиссия в составе не менее 5 членов с участием представителей органов местного самоуправления и гражданского общества. При этом представители гражданского общества должны составлять не менее 50 процентов, а представители одного пола - не более 70 процентов состава комиссии.
Комиссию возглавляет председатель - заместитель исполнительного органа местного самоуправления.
Решения комиссии носят рекомендательный характер и оформляются соответствующим протоколом.
Примечание ИЦ "Токтом": Количество абзацев в пункте 26 настоящего положения не соответствует количеству абзацев в пункте 26 текста на государственном языке.
27. Комиссия определяет соответствие рассматриваемых услуг критериям муниципальных услуг и критериям платности/бесплатности услуги в соответствии с пунктами 7 и 8 настоящего Положения.
Комиссия проводит экспертизу с приглашением независимых экспертов.
28. Структура дополнительного перечня муниципальных услуг включает в себя:
1) решение местного кенеша;
2) наименование услуги;
3) наименование органа, ответственного за стандартизацию услуги;
4) наименование исполнителя муниципальной услуги;
5) условия предоставления (платность или бесплатность) услуги.
§ 2. Утверждение дополнительного перечня муниципальных услуг, внесение в него изменений и дополнений
29. Исполнительный орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней с даты получения запроса на основе рекомендации комиссии вносит проект дополнительного перечня муниципальных услуг на рассмотрение местного кенеша, или дает мотивированный отказ инициаторам (заявителям) дополнительной услуги.
30. На рассмотрение местного кенеша проект дополнительного перечня муниципальных услуг вносится с приложением следующих документов:
- заявление или протокол решения собрания (схода) граждан;
- справка-обоснование о необходимости данной дополнительной муниципальной услуги с определением круга потребителей, заинтересованных в получении муниципальной услуги;
- общие бюджетные расходы, необходимые для оказания муниципальной услуги на бесплатной основе;
- обоснование предоставления муниципальной услуги потребителям на платной основе, с расчетами стоимости муниципальной услуги, согласованными с уполномоченным органом по антимонопольному регулированию;
- проект решения местного кенеша.
31. Решение об утверждении дополнительного перечня муниципальных услуг принимается местным кенешем в установленном порядке.
См.:
постановление Бишкекского горкенеша от 3 апреля 2019 года N 97 "Об утверждении Дополнительного перечня муниципальных услуг, оказываемых структурными, территориальными подразделениями и подведомственными учреждениями мэрии города Бишкек и их стандартов"
32. Внесение изменений и дополнений в дополнительный перечень муниципальных услуг происходит в том же порядке, как и при его формировании.
33. Утверждение дополнительного перечня муниципальных услуг, оказываемых на платной основе, внесение в него изменений и дополнений, допускается только после согласования с уполномоченным органом по антимонопольному регулированию, уполномоченным государственным органом и Межведомственной комиссией.
4. Разработка и утверждение стандарта предоставления муниципальных услуг
34. Проект стандарта муниципальной услуги разрабатывается органом, ответственным за стандартизацию муниципальных услуг, на основе типового стандарта, утвержденного Правительством Кыргызской Республики, не позднее 30 дней с даты включения услуги в реестр муниципальных услуг.
35. Орган, ответственный за стандартизацию, при разработке и утверждении стандарта муниципальной услуги обязан соблюдать принципы предоставления муниципальных услуг: доступности услуг, обеспечения качества услуг, ориентации на потребителя, подотчетности, прозрачности, равного права доступа к получению услуг, участия потребителей в процессе формирования реестров услуг, эффективности предоставляемых услуг.
36. Разработка проекта стандарта муниципальной услуги осуществляется комиссиями, образованными уполномоченным органом, органами местного самоуправления в соответствии с пунктами 9 и 26 настоящего Положения.
37. Проекты стандартов муниципальных услуг, входящих в базовый реестр муниципальных услуг, вносятся уполномоченным органом по делам местного самоуправления на утверждение в Правительство Кыргызской Республики после согласования с Межведомственной комиссией.
38. Проекты стандартов муниципальных услуг, входящих в дополнительный перечень муниципальных услуг, вносятся исполнительным органом местного самоуправления на утверждение в соответствующий местный кенеш.
5. Ответственность органов местного самоуправления и муниципальных предприятий, учреждений
39. Органам местного самоуправления, учреждениям запрещается предоставление потребителям муниципальных услуг, не включенных в реестр муниципальных услуг.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение норм настоящего Положения, а также в случае оказания потребителям услуг, не вошедших в реестр муниципальных услуг, органы местного самоуправления, учреждения и их руководители несут ответственность, установленную законодательством Кыргызской Республики.
40. Доход, полученный органами местного самоуправления и учреждениями от оказания муниципальных платных услуг, не включенных в реестр муниципальных услуг, в обязательном порядке и в полном объеме изымается в местный бюджет.
41. На должностных лиц органа местного самоуправления и руководителей муниципальных учреждений, допустивших оказание муниципальных платных услуг, не вошедших в реестр муниципальных услуг, могут быть наложены взыскания дисциплинарного или материального характера, с полным возмещением расходов, направленных на организацию и предоставление муниципальных услуг, не предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.