Постановление Правительства КР от 17 декабря 2019 года № 691

О мерах по внедрению электронной системы фискализации налоговых процедур

В целях обеспечения последовательности проводимой налоговой политики, учитывая планируемое совершенствование применения контрольно-кассовых машин в рамках внедрения электронной системы фискализации налоговых процедур, в соответствии со статьями 109 и 110 Налогового кодекса Кыргызской Республики, статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Правительстве Кыргызской Республики» Правительство Кыргызской Республики постановляет:

  1. Утвердить:

1) Порядок регистрации и применения контрольно-кассовых машин согласно приложению 1;

2) Перечень субъектов, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты без применения контрольно-кассовых машин (далее – Перечень), согласно приложению 2;

3) Технические требования к контрольно-кассовым машинам и требования к центрам технического обслуживания контрольно-кассовых машин согласно приложению 3;

4) Правила формирования и ведения Государственного реестра контрольно-кассовых машин, разрешенных к использованию на территории Кыргызской Республики, согласно приложению 4.

2. Внести в постановление Правительства Кыргызской Республики «О мерах по внедрению механизма применения контрольно-кассовых машин с функцией передачи данных в режиме онлайн» от 15 июня 2016 года № 324 следующие изменения:

1) абзацы второй и третий пункта 1 признать утратившими силу;

2) во Временных технических требованиях к контрольно-кассовым машинам с функцией передачи данных в режиме онлайн и требованиях к центрам технического обслуживания контрольно-кассовых машин, утвержденных вышеуказанным постановлением: 

а) в таблице 1 пункта 3:

4) графу «наименование параметров» пункта 16 изложить в следующей редакции:

 «Блокировка машины:

- при переполнении и/или неисправности фискальной памяти и/или устройства передачи фискальных данных; 

- в случае отсутствия связи с сервером уполномоченного налогового органа продолжительностью более 72 (семьдесят два) часов;

- при попытке получения несанкционированного доступа к фискальной памяти и устройству передачи фискальных данных при работе ККМ в фискальном режиме.»;

- строку четвертую графы «наименование параметров» пункта 32 после слова «связи» дополнить аббревиатурами «(GSM, UMTS, LTE, Ethernet, LAN, WLAN)»;

б) пункт 32 дополнить строкой седьмой следующего содержания:

«


- время передачи-приема данных после формирования фискальных данных и получения их сервером уполномоченного налогового органа должно быть не более 10 (десять) секунд

+

+

+

+


»;

  • пункт 4 изложить в следующей редакции: 

«4. Требования к фискальной памяти ККМ:

1) конструкция фискальной памяти должна предусматривать защиту от механических, электромагнитных и других видов воздействий как при работе ККМ, так и при техническом обслуживании и ремонте с применением штатных приборов, оборудования и расходных материалов;

2) фискальная память должна иметь один или несколько накопителей фискальной памяти. Зона накопителя фискальной памяти, в которую однажды записана информация в процессе эксплуатации (при фискальном режиме), должна быть также недоступна для повторной записи и/или селективного стирания ни при каких условиях;

3) накопитель фискальной памяти должен быть размещен в блочной конструкции или в составе ККМ под общим кожухом ККМ. Другие размещения накопителя фискальной памяти не допускаются.»;

а) в пункте 25:

 предложение первое абзаца седьмого изложить в следующей редакции:

«- при обнаружении переполнения, неисправности или отключения фискальной памяти и/или устройства передачи фискальных данных, блокировка регистрирующих функций ККМ должна сниматься после устранения причин, вызвавших блокировку.»;

б) дополнить абзацами восьмым, девятым и десятым следующего содержания:

«- при попытке получения несанкционированного доступа к устройству передачи фискальных данных при работе ККМ в фискальном режиме;

- в случае отсутствия связи с сервером уполномоченного налогового органа продолжительностью более 72 (семьдесят два) часов;

- при попытке модификации и получения несанкционированного доступа к программному обеспечению и информации о кассовых операциях в ККМ.»;

- пункт 34 дополнить абзацем седьмым следующего содержания:

«- время передачи-приема данных после формирования фискальных данных и получения их на сервер уполномоченного налогового органа должно быть не более 10 (десять) секунд.»;

- пункт 35 изложить в следующей редакции:

- «35. Центры технического обслуживания (далее – ЦТО) должны иметь:

- договор с заводом-изготовителем ККМ или его официальным представителем о поставке, технической и гарантийной поддержке ККМ, и их комплектующих для ремонта, с указанием моделей (наименований), количества и сроков поставки ККМ. В случае, если ЦТО являются заводом-изготовителем ККМ, то ЦТО должны иметь документы, подтверждающие авторское право на ККМ завода-изготовителя, производящего ККМ на территории Кыргызской Республики, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; 

- перечень обслуживаемых моделей ККМ и их комплектующих для ремонта, с указанием размера розничных цен, утвержденных ЦТО;

- тарифы за техническое обслуживание ККМ, утвержденные ЦТО;

- договор с провайдером (оператором связи) об оказании бесперебойных услуг по обмену данными, с предоставлением защищенных каналов связи, с указанием тарифов;

- сотрудников, имеющих действующие сертификаты, подтверждающие их профессиональные навыки по установке, эксплуатации и ремонту ККМ, выданные заводом-изготовителем ККМ или его официальным представителем;

- материально-техническую базу для оказания круглосуточной технической поддержки и сервисного обслуживания ККМ.»;

- в пункте 36:

а) в абзаце первом слова «Центр технического обслуживания» заменить аббревиатурой «ЦТО»;

б) в абзаце втором слова «сервисное обслуживание ККМ» заменить словами «техническое, гарантийное и сервисное обслуживание ККМ в режиме 24 (двадцать четыре) часа в сутки, 7 (семь) дней в неделю»;

в) в абзаце третьем слово «меморандума» заменить словом «соглашения»;

г) пункты 37 и 38 изложить в следующей редакции:

«37. ЦТО обязаны:

- осуществлять продажу, техническое, гарантийное и сервисное обслуживание только тех моделей ККМ, которые внесены в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, разрешенных к использованию на территории Кыргызской Республики (далее – государственный реестр ККМ);

- при обращении субъекта предоставлять ККМ в аренду, передавать по договору лизинга ККМ или реализовать ККМ с рассрочкой оплаты;

- иметь необходимое количество сотрудников для оказания сервисных услуг в случае возникновения технических неисправностей ККМ в течение 72 (семьдесят два) часов с момента обнаружения таких неисправностей;

- осуществлять круглосуточный мониторинг работы ККМ по передаче фискальных данных в режиме реального времени в уполномоченный налоговый орган и/или ОФД, и в случае обнаружения отсутствия такой передачи, устранить неисправность ККМ в течение        72 (семьдесят два) часов;

- при обращении субъектов и органов налоговой службы устранить возникшую неисправность ККМ в течение 72 (семьдесят два) часов;

- вести журнал учета обращений субъектов по устранению неисправностей ККМ, где фиксируются как устные, так и письменные обращения, с указанием даты и времени поступления обращения;

- в случае невозможности устранения неисправностей ККМ в течение установленного срока, зарегистрировать в автоматизированной информационной системе уполномоченного налогового органа и выдать на время ремонта субъекту на безвозмездной основе, взамен неисправной ККМ, другую равнозначную, исправную ККМ с идентичными техническими характеристиками;

- обеспечить своевременную оплату расходов провайдерам (операторам связи) за оказание бесперебойных услуг по обмену данными с предоставлением защищенных каналов связи по каждой ККМ, а также других расходов, связанных с передачей фискальных данных;

- в случае невозможности выполнения своих обязательств, передать свои полномочия и обязанности по техническому обслуживанию ККМ другому ЦТО, без изменения для субъекта условий, в соответствии с ранее заключенным договором;

- в случае невозможности выполнения своих обязательств, письменно известить субъектов и уполномоченный налоговый орган за     90 (девяносто) календарных дней до наступления случая невозможности выполнения своих обязательств;

- обеспечить безопасность от несанкционированного доступа к ККМ, в том числе к фискальной памяти и электронной контрольной ленте;

- уведомить налоговый орган о расторжении договора на обслуживание ККМ посредством автоматизированной информационной системы уполномоченного налогового органа, за 10 (десять) рабочих дней до расторжения договора, в случае невыполнения субъектом условий договора.

38. ЦТО несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики:

- за несанкционированное изменение фискальных данных и других сведений в ККМ, а также за несанкционированную модификацию программного обеспечения ККМ после включения их в государственный реестр ККМ;

- за невыполнение обязательств, указанных в пункте 37 настоящих Требований, и соглашения о взаимодействии с уполномоченным налоговым органом;

- за исправность ККМ, применяемых субъектами, по передаче данных в режиме реального времени в уполномоченный налоговый орган и/или ОФД, в том числе за своевременную оплату расходов провайдерам (операторам связи) за оказание бесперебойных услуг по обмену данными, с предоставлением защищенных каналов связи и других расходов, связанных с передачей фискальных данных;

- за действие\бездействие, повлекшее причинение ущерба государству или субъекту в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Ответственность ЦТО определяется по результатам отчетов, выдаваемых автоматизированной информационной системой уполномоченного налогового органа, контрольных мероприятий органов налоговой службы и других государственных органов, уполномоченных законодательством Кыргызской Республики на осуществление контроля деятельности ЦТО и субъектов.»;

  • дополнить пунктом 39 следующего содержания:

«39. ЦТО имеют право:

 - требовать надлежащее исполнение соглашения от должностного лица уполномоченного налогового органа;

- требовать соблюдения налоговой, коммерческой и иной тайны, которая будет доступна должностным лицам уполномоченного налогового органа в ходе осуществления взаимодействия;

- обжаловать решение, действие или бездействие должностного лица органа налоговой службы и других государственных органов, уполномоченных законодательством Кыргызской Республики на осуществление контроля деятельности ЦТО и субъектов;

- получить доступ к автоматизированной информационной системе уполномоченного налогового органа для регистрации, перерегистрации, снятия с учета и осуществления мониторинга работы ККМ;

- на соответствующее обучение своих сотрудников работе с автоматизированной информационной системой уполномоченного налогового органа, после заключения соглашения о взаимодействии;

- расторгнуть договор на обслуживание ККМ в случае невыполнения субъектом условий, указанных в договоре.».

3. Внести в постановление Правительства Кыргызской Республики «О мерах по реализации статей 1561 и 282 Налогового кодекса  Кыргызской Республики» от 29 июня 2018 года № 306 следующее изменение:

- в абзаце втором пункта 2 слово «января» заменить словом «апреля».

4. Внести в постановление Правительства Кыргызской Республики «О проведении пилотного проекта по применению счета-фактуры в виде электронного документа» от 15 апреля 2019 года № 161 следующее изменение:

- в пункте 1 слово «января» заменить словом «апреля».

5. Внести в постановление Правительства Кыргызской Республики «О пилотном (экспериментальном) проекте по применению виртуальных контрольно-кассовых машин с функцией передачи данных в режиме реального времени» от 26 августа 2019 года № 426 следующее изменение:

в пункте 1 слова «декабря 2019» заменить словами «марта 2020».

6. Внести в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об учете и контроле нефти и нефтепродуктов на территории Кыргызской Республики» от 17 сентября 2019 года № 482 следующие изменения:

- пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Установить, что субъекты предпринимательства, осуществляющие ввоз, хранение, производство и реализацию нефтепродуктов, применяют:

-     с 1 апреля 2020 года – электронную товаротранспортную накладную на нефтепродукты;

-     с 1 июля 2020 года – автоматизированную систему управления автозаправочной станцией и контрольно-кассовые машины с функцией печати на контрольно-кассовом чеке информации о реализуемом топливе (наименование, код ТН ВЭД ЕАЭС, количество, цена за 1 литр, итоговая цена) и передачи в режиме реального времени данных в уполномоченный налоговый орган.»;

пункт 3 признать утратившим силу;

  1. в пункте 8 после слова «опубликования» дополнить словами «, за исключением пунктов 1, 4 и 5, которые вступают в силу с 1 апреля 2020 года»;
  2. в Положении о порядке учета и контроле нефти и нефтепродуктов на территории Кыргызской Республики, утвержденном вышеуказанным постановлением:

-     по всему тексту слова «автоматизированная электронная система отпуска нефтепродуктов» в различных падежах заменить аббревиатурой «АСУ»;

-     в пункте 2:

а)   подпункт 4 изложить в следующей редакции:

«4) автоматизированная система управления автозаправочной станцией (далее – АСУ) – это решение задачи автоматизации станций по заправке автотранспортных средств нефтепродуктами, использующее подсистемы и соответствующее оборудование, в комплексе обеспечивающие управление функциями станций, в том числе синхронизацию работы топливно-раздаточных колонок и контрольно-кассовой машины в части отпуска нефтепродуктов только после пробития фискального чека;»;

б)   в подпункте 6 аббревиатуру «АЗС» заменить словами «станции по заправке автотранспортных средств нефтепродуктами»;

в)   в подпункте 22 слова «на АЗС» исключить;

-     в пункте 4:

а)   в подпункте 1 слова «подакцизные нефтепродукты, включенные в ТН ВЭД ЕАЭС,» заменить словами «нефть и нефтепродукты, включенные в таблицу 1 настоящего Положения, и»;

б)   подпункт 2 изложить в следующей редакции:

«2) Розничная продажа осуществляется только на АЗС, автомобильной газозаправочной станции и автомобильной газонаполнительной компрессорной станции при условии обеспечения их контрольно-кассовыми машинами, оборудованием (колонками) и АСУ. Реализации на АЗС, автомобильной газозаправочной станции и автомобильной газонаполнительной компрессорной станции подлежат только нефтепродукты, указанные в строках 2, 4, 6 и 7 таблицы 1 настоящего Положения, а также другие подакцизные нефтепродукты, прошедшие идентификацию наименования и марки, в соответствии с требованиями действующих межгосударственных стандартов (ГОСТ) и технических регламентов ЕАЭС.»;

-     в пункте 8:

а)   в абзаце первом после слова «накладной» дополнить словами «в сроки, установленные Правительством Кыргызской Республики»;

б)   абзац второй признать утратившим силу;

-     в пункте 10 слова «с 1 января 2020 года» заменить словами «в сроки, установленные Правительством Кыргызской Республики»;

-     пункт 15 изложить в новой редакции:

«15. В случае необеспечения исполнения пункта 10 настоящего Положения или функционального несоответствия требованиям взаимодействия АСУ и контрольно-кассовой машины, субъекту предпринимательства запрещается производить розничную продажу нефтепродуктов с АЗС, автомобильной газозаправочной станции и автомобильной газонаполнительной компрессорной станции.»;

-     в наименовании главы 5 после слова «станции» дополнить словами «и автомобильной газонаполнительной компрессорной станции»;

-     в главе 5 аббревиатуру «АГЗС» заменить словами «автомобильная газозаправочная станция» в соответствующих падежах;

-     в пункте 27 после слов «пункта 4» дополнить словами «и пункта 8»;

  1. в Технических требованиях к электронной системе учета и контроля нефти и нефтепродуктов, утвержденных вышеуказанным постановлением:

-     подпункт 1 пункта 2 изложить в следующей редакции:

«1) автоматизированная система управления автозаправочной станцией – это решение задачи автоматизации станций по заправке автотранспортных средств нефтепродуктами, использующее подсистемы и соответствующее оборудование, в комплексе обеспечивающие управление функциями станций, в том числе синхронизацию работы топливно-раздаточных колонок и контрольно-кассовой машины в части отпуска нефтепродуктов только после пробития фискального чека;»;

-     в пункте 3 после слова «станцией» дополнить словами «(далее – АЗС)»;

-     в абзаце втором подпункта 6 пункта 6 слова «и передачи данных в режиме реального времени в информационную систему уполномоченного налогового органа» исключить.

7. Государственной налоговой службе при Правительстве Кыргызской Республики принять меры:

- по перезаключению соглашений о взаимодействии с центрами технического обслуживания контрольно-кассовых машин, осуществляющими деятельность в соответствии с ранее заключенными меморандумами о взаимодействии;

- по доработке автоматизированной информационной системы, применяемой для регистрации и получения данных с контрольно-кассовых машин.

8. Рекомендовать центрам технического обслуживания контрольно-кассовых машин в срок до 1 марта 2020 года доработать (модернизировать) контрольно-кассовые машины, обслуживаемые ими и применяемые субъектами, в соответствии с настоящим постановлением.

9. Установить, что:

    1. субъекты, не включенные в 1 и 2 этапы Графика по внедрению и применению субъектами контрольно-кассовых машин с функцией передачи данных в режиме онлайн, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 15 июня 2016 года № 324, и использующие старые образцы контрольно-кассовых машин, зарегистрированных в налоговых органах, имеют право на их применение до 1 июля 2020 года исключительно при условии их исправности;

   2. с 1 июля 2020 года на территории Кыргызской Республики не подлежат регистрации контрольно-кассовые машины, не соответствующие Техническим требованиям к контрольно-кассовым машинам и требованиям к центрам технического обслуживания контрольно-кассовых машин, утвержденным настоящим постановлением;

  3. субъекты, зарегистрировавшие в автоматизированной информационной системе уполномоченного налогового органа и использующие контрольно-кассовые машины с функцией передачи фискальных данных в режиме реального времени, имеют право применять их до срока, определяемого Правительством Кыргызской Республики, при условии их доработки (модернизации) в соответствии с настоящим постановлением;

   4. субъекты, включенные в Перечень, утвержденный пунктом 1 настоящего постановления, могут осуществлять денежные расчеты без применения контрольно-кассовых машин в срок до 1 июля 2020 года. 

10. Признать утратившими силу с 1 июля 2020 года:

абзац третий пункта 1 постановления Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Государственного реестра контрольно-кассовых машин, разрешенных к использованию на территории Кыргызской Республики, и Правил его формирования» от 29 декабря    2009 года № 817;

пункт 2 постановления Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики» от 17 апреля 2013 года № 203;

абзац пятый пункта 1 постановления Правительства Кыргызской Республики «О мерах по внедрению механизма применения контрольно-кассовых машин с функцией передачи данных в режиме онлайн» от 15 июня 2016 года № 324.

11. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования, за исключением подпунктов 3 и 4 пункта 1 настоящего постановления, которые вступают в силу с 1 июля 2020 года.

12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел финансовой и кредитной политики Аппарата Правительства Кыргызской Республики.


Премьер-министр                                                             М.Д.Абылгазиев