О внедрении кластерной политики в Кыргызской Республике
В целях практической реализации государственной инвестиционной политики, обеспечения эффективности частных и государственных инвестиций в Кыргызской Республике, в соответствии со статьями 13, 17 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Кабинете Министров Кыргызской Республики" Кабинет Министров Кыргызской Республики постановляет:
1. Определить Министерство экономики и коммерции Кыргызской Республики уполномоченным государственным органом по разработке и реализации кластерной политики в Кыргызской Республике.
2. Министерству экономики и коммерции Кыргызской Республики:
- в трехмесячный срок разработать соответствующие нормативные правовые акты Кыргызской Республики в сфере кластерной политики;
- образовать постоянно действующую межведомственную комиссию по реализации проектов кластеров из числа заместителей руководителей министерств и ведомств, полномочных представителей Президента Кыргызской Республики в областях, местных государственных администраций, органов местного самоуправления и представителей бизнес-сообщества;
- разработать и утвердить План работы постоянно действующей межведомственной комиссии по реализации проектов кластеров.
3. Организационное, методическое и иное обеспечение деятельности постоянно действующей межведомственной комиссии возложить на Министерство экономики и коммерции Кыргызской Республики.
4. Утвердить пилотный проект "Горнолыжный кластер" в Иссык-Кульской области" согласно приложению.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на управление контроля исполнения решений Президента и Кабинета Министров Администрации Президента Кыргызской Республики.
6. Настоящее постановление вступает в силу по истечении семи дней со дня официального опубликования.
Председатель Кабинета Министров Кыргызской Республики А.Жапаров
Приложение
ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ "Горнолыжный кластер" в Иссык-Кульской области"
1. Общие положения
Кластер - это группа хозяйствующих субъектов двух и более отраслей, базирующихся в границах определенных административно-территориальных единиц, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний, и кластера в целом.
Целью кластера является региональное развитие, основанное на повышении производительности, конкурентоспособности, прибыльности, инновационности его предприятий и занятости.
Проект кластера подразумевает разработку нормативной правовой базы в целях развития кластера.
Управление в кластере осуществляется по территориально-отраслевому принципу при согласованном взаимодействии государственных органов, органов местного самоуправления и бизнес-сообщества. Предметом взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления и бизнес-сообщества являются инвестиции в развитие инфраструктуры данной административно-территориальной единицы.
Проект кластера считается реализованным по мере достижения индикаторов и показателей нормативной технической документации (Государственный стандарт, Строительные нормы и правила, Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, Единые нормы и расценки и Технические условия).
Выполнение нормативной технической документации (Государственный стандарт, Строительные нормы и правила, Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, Единые нормы и расценки и Технические условия) в кластере решает следующие задачи:
- объединение усилий представителей заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления, бизнес-сообщества и местного населения в развитии региона;
- создание дополнительных рабочих мест для местного населения;
- повышение покупательского спроса за счет увеличения туристических услуг, предоставляемых иностранным туристам;
- повышение рентабельности и инвестиционной привлекательности участников кластера.
2. Пилотный проект "Горнолыжный кластер" в Иссык-Кульской области"
Горнолыжный кластер в Иссык-Кульской области - это группа предприятий в регионе, относящихся к туристической и сопряженной с ней отраслями. Пилотный проект "Горнолыжный кластер" в Иссык-Кульской области предусматривает возведение несколько горнолыжных баз с существенной проектной мощностью.
Горнолыжный курорт состоит из следующих компонентов: трасса с подъемником, ледниковый каток, гостиничный комплекс, предприятия общественного питания, культурно-развлекательные заведения и центр медицинского обслуживания.
Общее видение перспективы реализации проекта в курортной зоне Иссык-Кульской области по количеству и мощности горнолыжных баз представлено в таблице № 1.
Динамика развития горнолыжного туризма с учетом возведениягорнолыжных курортов в Иссык-Кульской области
Таблица № 1
Наименование объектов | Показатели | |
2023 год | 2028год | |
Горнолыжные курортные зоны | 0 | 1 |
Горнолыжные базы, из них вместимостью: | 17 | 23 |
менее 500 туристов | 14 | 14 |
более 500 туристов | 4 | 4 |
более 5000 туристов | 0 | 5 |
Подъемники: | 25 | 65 |
лыжные билеты, тыс. | 120,0 | 2000,0 |
Перечень планируемых горнолыжных курортов с возможными характеристиками представлен в таблице № 2.
При этом, финальное технико-экономическое обоснование будет предоставляться уполномоченным государственным органом, определяемым Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
Источники и структуры финансирования (прямые иностранные инвестиции, заемные средства) будут определяться уполномоченным государственным органом, определяемым Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
Основные показатели пилотного проекта "Горнолыжный кластер"в Иссык-Кульской области"
Таблица № 2
№ | Характеристики | Наименования населенных пунктов | |||||
село Боз-Учук | село Кереге-Таш | село Чельпек | село Светлая поляна | село Джергалан | Итого | ||
1. Общая протяженность трасс | |||||||
1 | Общая протяженность трасс | 20,5 км | 18,1 км | 23,7 км | 22,7 км | 17,3 км | 102,3 км |
2. Общая площадь трасс | |||||||
2 | Общая площадь трасс | 131 га | 75 га | 170 га | 235,6 га | 140 га | 751,6 га |
3. Соотношение трасс по сложности | |||||||
3 | Черные, коричневые (уклоны > 22º) | 18% | Отдельные участки | Отдельные участки | Отдельные участки | Отдельные участки | 2,82% |
4 | Красные, (уклон 14-22) | 50% | 55% | 23% | 15% | 11% | 30,8% |
5 | Синие, (уклон 10-14) | 16% | 19,7% | 54% | 59% | 60% | 41,74% |
6 | Зеленые, (уклон 6-10) | 16% | 29,2% | 23% | 26% | 29% | 24,64% |
4. Территориальная вместимость | |||||||
7 | Средний суммарный перепад | h = 455 м | h = 750 м | h = 578 м | h = 535,9 м | h = 495 м | |
8 | Нормативный перепад | Н = 4000 м | Н = 4000 м | Н = 3500 м | Н = 3500 м | Н = 3500 м | |
9 | Среднее количество спусков | k = 8,8 | k = 5 | k = 6 | k = 6,5 | k = 5 м | |
10 | Суммарная часовая пропускная способность | ПΣ = 5500 чел./час | ПΣ = 2500 чел./час | ПΣ = 5400 чел./час | ПΣ = 10400 чел./час | ПΣ = 2500 чел./час | ПΣ = 26300 чел./час |
11 | Время катания в день | N = 6 часов | N = 6 часов | N = 6 часов | N = 6 часов | N = 6 часов | N = 6 часов |
12 | Численность лыжников, катающихся за 1 день | 3750 чел./день | 3000 чел./день | 5400 чел./день | 7500 чел./день | 3000 чел./день | 22650 чел./день |
13 | Численность лыжников, начинающих кататься, за 1 день | Ен = 900 чел./день | Ен = 500 чел./день | Ен = 2400 чел./день | Ен = 2500 чел./день | Ен = 900 чел./день | Ен = 7200 чел./день |
14 | Общая численность лыжников, начинающих кататься и отдыхающих туристов, за 1 день (20% - отдыхающих) | Е = 5580 чел./день | Е = 4200 чел./день | Е = 9360 чел./день | Е = 12000 чел./день | Е = 4200 чел./день | Е = 35340 чел./день |
Расчет производился на основании методики М.Б.Беркмана "Подвесные канатные дороги" для инженерно-технических работников, занимающихся проектированием, монтажом и эксплуатацией подъемно-транспортных устройств.
При необходимости перерасчет будет осуществляться согласно методикам, применяемым в международной практике.
3. Механизм реализации проекта
Методология кластера основана на нормативном методе учета. Нормативный метод учета призван обеспечить техническую, экономическую, а также правовую основу для расчетов и окупаемости инвестиций. В основе расчета окупаемости лежит ускоренный метод накопления за счет повышенной нормы рентабельности.
По итогам мониторинга будет осуществляться перенаправление инвестиционных ресурсов. Выбор новых инвестиционных вложений основывается на предпочтениях по приоритету: от максимально рентабельных проектов - к менее рентабельным проектам.
Прибыль предприятий участников кластера от реализации продукции и услуг (работ) является источником рефинансирования дальнейшего развития кластера. Суммарная общая прибыль от общей деятельности кластера направляется на дальнейшее развитие кластера.
4. Ожидаемые результаты
Оценка реализации проекта будет определяться динамикой роста горнолыжных курортов. При этом увеличение численности иностранных туристов предусматривает повышение объема продукции, реализуемой отечественными предприятиями.
Согласно мировой практике в среднем субъект горнолыжного курорта может обеспечить рабочими местами около 750 человек. При этом ожидается, что в смежных отраслях, таких, как общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, социальная сфера (здравоохранение, образование, культура, отдых) могут быть дополнительно созданы до 20 тысяч рабочих мест.
Реализация пилотного проекта "Горнолыжный кластер" будет осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики по экологической безопасности и охране окружающей среды. Проект не противоречит международным договорам, соответствует общепринятой международной практике, правилам ведения финансовых операций. Также проект будет способствовать повышению туристического имиджа страны.
5. Механизмы оценки выполнения задач
Механизмы оценки задач (объединение усилий, повышение покупательского спроса, повышение рентабельности) будут осуществляться соответствующими общепризнанными методами и подходами, указанными в экономической литературе.