26

Январь

2012

Премьер-министр Омурбек Бабанов: В проекте республиканского бюджета заложен ряд новых подходов к расходованию государственных средств

Об этом сегодня, 25 января, сообщил Премьер-министр Кыргызской Республики Омурбек Бабанов в ходе заседания Правительства Кыргызской Республики. В начале рассмотрения третьего вопроса повестки дня, который касался проекта республиканского бюджета на 2012 год и прогнозе на 2012-2014 годы,  Премьер-министр отметил, что в данном проекте бюджета заложены принципы финансирования текущих расходов только за счет текущих доходов. Глава Правительства также отметил, что в проекте предусматривается переход на двухуровневый бюджет, приоритет развития регионов и увеличения финансовой самостоятельности местных бюджетов, а также необходимость реформирования социального сектора. «В этом году Правительство приняло новые нормативы отчислений. В результате в текущем году местные бюджеты получат дополнительные доходы в размере около 1 млрд. сомов. Налог, отчисляемый на основании обязательного патента, 100% передается в местные бюджеты. По подоходному налогу, если раньше города республиканского значения получали 35%, то сейчас будут получать 50%, города районного значения - если раньше получали 30%, то сейчас получат 40%, айыл окмоту - если раньше не получали ничего, то сейчас будут получать 10% от общего контингента поступлений», - подчеркнул О.Бабанов. Премьер-министр Омурбек Бабанов также сообщил, что теперь местные бюджеты будут получать 50% налога за пользование недрами. «Это окажет существенную поддержку местному бюджету», - отметил глава Правительства. «Важной задачей является максимальная мобилизация всех потенциальных внутренних ресурсов. Необходимо провести работу по улучшению администрирования и выявлению резервов пополнения бюджета. Это касается Таможенной службы, Налоговой службы, Финансовой полиции и всех акционерных обществ с государственной долей и государственных предприятий», - сказал Премьер-министр. Глава Правительства сделал особый акцент на необходимости соблюдения бюджетной дисциплины. “Нельзя допустить лоббирования в Жогорку Кенеше узковедомственных интересов, противоречащих задаче стабилизации бюджета. Предложения и  замечания должны быть высказаны в ходе заседания Правительства, до того, как будет принято решение Правительства. Хочу предупредить, что в случае выявления факта лоббирования министрами в парламенте узковедомственных интересов, будем принимать меры персонально к руководителям этих ведомств», - подчеркнул О.Бабанов. Также О.Бабанов поручил Полномочному представителю Правительства в парламенте провести переговоры с коалицией и руководителями фракций о необходимости согласования с Правительством проектов решений, предусматривающих увеличение расходной части республиканского бюджета. Затем председательствующий передал слово докладчику – министру финансов Акылбеку Жапарову. В своем докладе министр финансов обозначил основные изменения в проекте бюджета на 2012 год и прогнозе на 2012-2013 годы, которыми являются переход на 2-х уровневый бюджет, проведение с апреля текущего года электронных торгов по государственным закупкам, существенное сокращение дефицита бюджета и исключение рискованных доходов в бюджет. «С 2013 года будем жить только по своим поступившим доходам, а бюджет 2014 года будет бюджетом развития», - подчеркнул А.Жапаров. Также министр финансов, акцентировав внимание на основных статьях проекта бюджета 2012 года, отметил, что данный проект разработан в соответствии с утвержденной программой Правительства «Стабильность и достойная жизнь». Подводя итоги, Премьер-министр Омурбек Бабанов остановился на основных макроэкономических показателях. «По сравнению с 2010 годом, когда ВВП Кыргызстана составлял всего 220 млрд. сомов, в 2012 году ВВП увеличивается на 50 %, а к 2014 году увеличится в 2 раза. Если в 2009 году доходы республиканского бюджета составляли 45 млрд. сомов, то в 2012 году этот показатель увеличивается на 80 %. Это - результат вывода средств из тени», - подчеркнул О.Бабанов. «В результате оптимизации государственных структур сокращаются расходы и на содержание государственного аппарата. Если в 2011 году на эти цели было предусмотрено около 5 млрд. сомов, то в 2012 году этот показатель уменьшается до 3,747 млрд. сомов», - сказал Премьер-министр. По итогам обсуждения третьего вопроса повестки дня проект постановления Правительства КР был одобрен членами Правительства с учетом замечаний и предложений.

 

Для справки: Проект республиканского бюджета Кыргызской Республики на 2012 год и прогноз 2013-2014 годы был подготовлен министерством финансов в соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике". Макроэкономические перспективы развития Базой для разработки прогноза экономических показателей на 2012-2014 годы стали: анализ тенденций развития за 2009-2011 годы; мировые тенденции развития экономики; план мероприятий «Экономика и безопасность» на 2011 год по реализации программы Правительства Кыргызской Республики, реализация инвестиционных проектов, заложенных в Среднесрочной программе развития Кыргызской Республики на 2012-2014гг., а также меры по выполнению программы Правительства Кыргызской Республики «Стабильность и достойная жизнь». Реальные темпы роста ВВП на уровне 7,5% в 2012 году, 7,6% в 2013 году, 7,4% в 2014 году будут достигнуты за счет роста отраслей экономики: сферы услуг (2012г.- 7,5%, 2013г. – 8,2%, 2014г. – 7,5%), строительства (2012г. – 24,6%, 2013г. – 24,3%, 2014г. – 24,2%), сельского хозяйства (2012г.- 3,5%, 2013г.- 4,2%, 2014г.- 4,2%), промышленности (2012г. – 7,4%, 2013г. – 5,0%, 2014г. – 4,3%). Доходная часть бюджета Формирование доходной базы бюджетной системы Кыргызской Республики на 2012-2014 годы осуществлялось на базе прогноза социально-экономического развития страны на 2012-2014 гг., фактических поступлений за ряд лет, оценки поступления доходов в 2011 году и на основе действующего законодательства Кыргызской Республики. Учтены мероприятия по увеличению налоговых сборов на 1% к ВВП. В сфере управления государственной собственностью предлагается внедрение процедур согласования бюджетирования и отчетностей государственных предприятий с государственными органами, что должно положительно отразиться на доходных поступлениях. В целях укрепления доходной базы местных бюджетов и повышения их самостоятельности предлагается изменение нормативов отчислений в местные бюджеты по отдельным общегосударственным налогам:  • увеличить нормативы в местные бюджеты  по подоходному налогу и установить: для городов республиканского значения – 50% от общего контингента поступлений, городов областного подчинения, городов районного подчинения – 40%, и айыл окмоту – 10%; • налог на основе обязательного патента зачислять в местные бюджеты в полном объеме; • в целях повышения контроля за использованием полезных ископаемых и администрирования налогов  предусмотреть 50% отчислений в местные бюджеты текущих платежей (роялти) по налогу за пользование недрами (за исключением стратегических полезных ископаемых: золото, нефть, газ). Основные параметры доходной части бюджета  на 2012 -2014 годы Общий объем доходов государственного бюджета с учетом грантов ПГИ на 2012 год прогнозируется в сумме 88 451,0 млн. сом, или на уровне 27,7% к ВВП. В сравнении с уточненным бюджетом 2011 года прогнозируемые доходы государственного бюджета относительно ВВП снизятся на 2,3% за счет полученных официальных трансфертов – на 1,3% и неналоговых доходов -  на 1,1 процентов. В номинальном выражении объемы доходов по сравнению с уточненным бюджетом 2011 года вырастут на 14,4%, или на 11 043,4 млн. сом. За период 2013-2014 годы общий объем доходов государственного бюджета с учетом грантов ПГИ вырастут до 96 741,4 млн. сом и 109 571,5 млн. сом, соответственно. Налоговые доходы в 2012 году составят 65 175 млн. сом. Номинальный рост налоговых доходов в 2012 году по сравнению с уточненным бюджетом 2011 года прогнозируется на уровне 24,8% или с ростом на 12 958,1 млн.сом. Доля налоговых поступлений в объеме ВВП составит 20,4% к ВВП. В среднесрочной перспективе налоговые поступления вырастут с 76 198,9 млн. сом в 2013 году до 90 770 млн. сом в 2014 году, с ежегодным ростом на 0,5% к ВВП. Неналоговые доходы государственного бюджета в 2012 году оцениваются в сумме 15 630,5 млн. сом, или 4,9% к ВВП (уточненный бюджет 2011 г. – 6,0% к ВВП). Относительно уточненного бюджета 2011 года неналоговые доходы увеличатся на 1,2%, или на 192,5 млн. сом. Поступления неналоговых доходов за период 2013-2014 годы прогнозируются в сумме 16 193,8 млн. сом и 16 580,5 млн. сом, соответственно. Общие доходы республиканского бюджета с учетом грантов ПГИ в 2012 году предусматриваются в сумме 78 803,3 млн. сом, или 24,7% к ВВП (уточненный бюджет 2011 года – 26,7% к ВВП). В номинальном выражении доходы республиканского бюджета по отношению к уточненному бюджету 2011 года вырастут 14,3% или на 9 876,9 млн. сом. В период 2013-2014 гг. доходы республиканского бюджета составят 86 160,8 млн. сом и 97 597,6 млн. сом, соответственно. В составе доходов республиканского бюджета налоговые доходы составят в 2012 году 56 835,6 млн. сом (17,8% к ВВП), 2013 году – 66 970,6 млн. сом (18,3% к ВВП), 2014 году – 80 190,7 млн. сом (18,9% к ВВП). Среднегодовой темп роста их за трехлетний период составит 121,1%. Неналоговые доходы республиканского бюджета предусматриваются в 2012 году в размере – 14 322,2 млн. сом (4,5% к ВВП), 2013 году – 14 841,4 млн. сом (4,1% к ВВП) и 2014 году – 15 185,9 млн. сом (3,6% к ВВП). Расходная часть бюджета Целью политики государственных расходов в 2012-2014 годы будет полное и своевременное финансирование социальных гарантий государства, создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста, повышение эффективности использования государственных ресурсов с внедрением системы их экономической оценки. Общий объем расходов государственного бюджета на 2012 год спроектирован в сумме 104 416,1 млн.сомов  или 32,7% к ВВП, с увеличением к уточненному бюджету 2011 года на    9 951,7 млн.сомов. Общие расходы государственного бюджета составят в 2013 г – 108 105,7 млн. сомов, в 2014 г. – 118 050,6 млн. сомов. Общий объем расходов республиканского бюджета на 2012 год установлен на уровне 94 768,4 млн.сомов (29,7% к ВВП), в том числе за счет бюджетных средств – 70 373,3 млн.сомов, специальных средств – 5 429,0 млн.сомов, средств ПГИ – 18 966,1 млн.сомов. Расходы бюджета в 2012 году увеличились на 8 668,8 млн.сомов по отношению к уточненному бюджету 2011 года. Расходы республиканского бюджета на 2013 год спроектированы в сумме 97 525,1 млн.сомов (26,7% к ВВП), в 2014 году - 106 076,7 млн.сомов (25,0% к ВВП). На обслуживание государственного долга Кыргызской Республики планируется направить в 2012 году – 12 117,23 млн. сом, в 2013 году – 12 810,99 млн. сом, в 2014 году – 11 929,30 млн. сом. Объём общего проекта местных бюджетов на 2012 год составляет  22 454,6 млн. сомов, или увеличение  объема местных бюджетов по сравнению с 2011 годом  составляет 469,1  млн.сомов (уточненные местные бюджеты на 2011 год 21 985,5 млн.сомов). Расходы на капитальные вложения в приоритетном порядке планируется направить на строительство и реконструкцию объектов социально-экономического значения, в том числе в сфере образования, здравоохранения, жилищного строительства, на строительство водохозяйственных объектов, на развитие социальной и инженерной инфраструктуры новостроек г. Бишкек, а также на строительство и реконструкцию автодорог в республике. На 2012 год предусматриваются средства в сумме  – 2 000,0 млн.сомов, на 2013 год – 3500,0 млн.сомов, на 2014 год – 4 500,0 млн.сомов. Финансовый баланс По проекту республиканского бюджета на 2012 год прогнозируется отрицательный финансовый баланс в сумме 15 965,0 млн. сомов или 5,0 % к ВВП. На покрытие финансового баланса в 2012 году предусмотрены источники финансирования в сумме 15 965,0 млн. сомов. По внутренним источникам предусмотрено положительное сальдо в размере 2 837,3 млн. сомов. По внешним источникам проектируется положительное сальдо в сумме 13 127,7 млн.сомов.