13

Сентябрь

2014

Проблемы и потенциал развития электроэнергетики в Кыргызской Республике

Статья Премьер-министра

Кыргызской Республики

Джоомарта Оторбаева

 

Проблемы и потенциал развития электроэнергетики в Кыргызской Республике

Проблемы в энергосекторе страны накапливались годами. Однако, именно 2014 год становится годом, когда стало необходимым принимать принципиальные решения в сфере энергетики.

Иллюзии, которые окружали нас на протяжении десятилетий о том, что именно гидроэнергетика и энергетический потенциал рек страны навсегда обеспечит страну энергией, больше не существуют.

В плане электропотребления именно зима 2013-2014 гг. стала для страны историческим “рубиконом”. Всю произведенную электроэнергию в размере примерно 14 млрд. кВтч страна потребила исключительно на свои нужды. Нынешний маловодный год однозначно приведет к тому, что электропотребление будет сокращено до 11-12 млрд. кВтч (без учета возможного импорта электроэнергии из соседних стран). В энергетическом секторе именно в этом году страна превратилась из экспорто-ориентированной и импорто-ориентированную.

Электроэнергетический комплекс Кыргызстана сейчас не способен обеспечить надежное энергоснабжение потребителей в течение круглого года. Помимо прямых экономических убытков это серьезным образом ухудшает деловой и инвестиционный климат в стране. В настоящее время в стране отсутствует возможность организации нового производства, требующего постоянного и бесперебойного снабжения электроэнергией. В качестве примера можно привести несостоявшийся конкурс на продажу завода «Кристалл», одной из причин которого стали проблемы в обеспечении производства необходимыми мощностями. Ведь инвесторам было предложено помимо инвестиций в сам завод произвести дополнительные вложения в генерирующие источники.

Из-за маловодного года (фактическая приточность воды в Нарынский бассейн составит всего 61% от среднегодового) по прогнозам энергетиков максимальный объем потребления электроэнергии в этом году составит всего 11.8 млрд. кВтч, таким образом по сравнению с майским прогнозом лимит потребления уменьшается на дополнительные 2.3 млрд. кВтч.

При базовом сценарии развития электроэнергетики в ближайшие годы (подразумевается линейный рост электропотребления с цикличным водным циклом) в 2015 году выработка электроэнергии составит лишь 11.6 млрд. кВтч, а прогнозный спрос достигнет 15.8 млрд. кВтч. Таким образом дефицит в 2015 году может составить уже 4.2 млрд. кВтч электроэнергии (потребуются дополнительные мощности порядка 480 МВт). Аналогичные расчеты показывают, что в 2017 году дефицит может достигнуть 6.3 млрд. кВтч (дополнительные мощности – 720 МВт), а в 2024 году 17.2 млрд. кВтч электроэнергии (дополнительные мощности – 1950 МВт).

При стоимости 5 центов за 1 кВтч электроэнергии стоимость дефицита составит в 2015 году - 210 млн. долларов (11 млрд. сом по курсу 1 доллар = 52 сом), в 2017 году – 313 млн. долларов (16 млрд. сом), и в 2024 году – 861 млн. долларов (45 млрд. сом).

При этом необходимо подчеркнуть, что рост экономики страны неизбежно приведет к росту потребления электроэнергии. При базовом сценарии развития экономики (при росте спроса примерно на 5% в год) ежегодный рост энергопотребления прогнозируется в размере порядка 1.5-2 млрд. кВтч в год. То есть ежегодно объем вновь вводимых мощностей должен составить минимум 170-200 МВт. Если же рост экономики будет ускоренным (рост спроса порядка 7-10% в год), то цифры должны быть увеличены на дополнительные 30-40%.

В ближайшие годы дополнительные мощности ожидаются от введения в эксплуатацию второго агрегата Камбаратинской ГЭС-2 – около 100 МВт (2016 г.), реконструкции ТЭЦ Бишкек – около 300 МВт (2016-2017 гг.), строительства Верхне-Нарынского каскада ГЭС – около 240 МВт (2016-2018 гг.).

Следует также отметить, что рост потребления электроэнергии в стране в последние годы также связан и со спадом потребления природного газа. Основной причиной стал рост стоимости газа с 42 долларов США за 1000 куб.м. в 2000 – 2005 гг., до 257 долларов США (то есть более чем в 6 раз) - в 2013 году. Таким образом, потребление газа резко сократилось с 800 млн. куб.м в 2000-х годах до 280 млн. куб.м. в 2013 году.

Серьезнейшей проблемой энергетики Кыргызстана является ярко выраженный сезонный спрос на электроэнергию. Если потребление в теплое время года составляет на сегодня 22-23 млн. кВтч в сутки, то в отопительный период этот показатель может достигать 70 млн. кВтч и более. В результате возникает ситуация, когда генерирующие и передающие мощности, необходимые для обеспечения надежного энергоснабжения зимой, в летнее время будут загружены лишь на треть от своей мощности. Это серьезным образом ухудшает привлекательность инвестиций в энергосектор Кыргызстана. Ни один инвестор не будет строить электростанции, которые будут загружены лишь несколько месяцев в году.

Для разрешения данной проблемы не существует другого выхода кроме организации экспорта электроэнергии в летний период на рынки, где на электроэнергию в это время существует достаточный спрос. Именно с этой целью ведется работа по строительству системы высоковольтных линий электропередачи КР с Таджикистаном, Афганистаном и Пакистаном, с общей целью поставки электроэнергии в летнее время из Центральной Азии в Южную Азию - CASA-1000, так как на местном региональном рынке в летнее время года не существует устойчивого спроса на электроэнергию по разумным рыночным ценам. Казахстан и Узбекистан не нуждаются в нашей электроэнергии в теплое время года и покупают ее только в рамках соглашений по попускам воды либо по очень низкой цене.

И хотя нередко слышатся обвинения, что недопустимо экспортировать электроэнергию из системы, которая сталкивается с серьезной нехваткой поставок для внутренних нужд, тем не менее у Кыргызстана нет другого выхода, если мы хотим привлекать инвестиции, в первую очередь, частные в энергетику страны. При этом экспортные поставки в летний период не увеличат дефицит электроэнергии в КР и не будут оказывать влияния на уровень воды в Токтогульском водохранилище.

Оценка необходимых генерирующих мощностей для обеспечения внутренних потребностей и экспорта, проведенная экспертами компании Tetratech, показала, что даже при текущих гидрологических условиях, себестоимость электроэнергии со строящихся в настоящее время ГЭС (Камбарата-1) будет значительно выше, чем с угольной станции, построенной на Кара-кече. И что даже более важно, угольная станция с установленной мощностью в 800 МВт будет вырабатывать значительно больше электроэнергии, чем ГЭС с установленной мощностью в 1900 МВт за счет значительно большего коэффициента мощности.

По расчетам специалистов комплекс Камбаратинских ГЭС будет иметь коэффициент мощности в 31,5%, что является достаточно низким показателем. Возможно, что ГЭС большую часть времени в течение года будут простаивать.

Если же оправдаются пессимистические прогнозы специалистов, и приточность рек Кыргызстана будет уменьшаться, то коэффициент мощности Камбаратинских ГЭС и, соответственно, общий объем выработки электроэнергии будут еще ниже.

Это говорит о том, что для устранения дефицита электроэнергии в Кыргызстане в будущем необходимо вводить в строй мощности, которые не зависят от гидрологических условий. В первую очередь, речь идет о строительстве угольной станции на месторождении Кара-кече. Кроме этого следует начать планирование и строительство ряда других менее мощных ТЭС на других перспективных угольных месторождениях Кыргызстана.

Тарифы

На сегодняшний день тарифы на электроэнергию для населения и насосных станций составляют 0.7 сом за 1 кВтч. Такие тарифы являются самыми низкими в мире. Они ниже, чем в Таджикистане в 1.6 раз, чем в Узбекистане - в 3.7 раза, чем в Казахстане - в 5.5 раз, чем в России - в 6.3 раза, чем в Эстонии - в 13 раз.

Данные тарифы являются субсидированными, не покрывающими издержки по выработке и доставке электроэнергии. По расчетам энергетиков в 2014 году себестоимость производства одного кВтч электроэнергии в стране составило 1.39 сом, то есть превышало продажную цену в 2 раза! При этом тарифы в последние 5 лет не пересматривались. Вместе с тем, практически во всех странах мира тарифы регулярно повышаются, Кыргызстан является исключением.

Оппоненты тарифной реформы часто ссылаются на тот факт, что Кыргызстан – бедная страна, и ее граждане не способны покупать “дорогую” электроэнергию. Но это не так! В Кыргызстане на среднюю заработную плату можно купить около 17 тысяч кВтч электроэнергии. По этом показателю мы занимаем 2-е место в мире после Люксембурга, опережая все остальные развитые страны в мире.

Вывод из представленного анализа состоит в том, что электроэнергетика в Кыргызстане является отраслью экономики, которая получает колоссальные субсидии из государственного бюджета, и пока не способна саморазвиваться.

В свою очередь, субсидируемость электроэнергетики приводит к тому, что все большее количество предприятий и особенно граждан предпочитает переходить на этот более дешевый вид энергии, таким образом увеличивая ее дефицит. Если в 1999 году население потребляло 4.2 млрд. кВтч (30% от общего потребления), то в 2012 году уже 7.2 млрд. кВтч (63% от общего потребления). Как следствие в стране стало не хватать электроэнергии, а ее качество значительно ухудшилось.

Что происходит в случае, когда тарифы субсидируются? У энергокомпаний не остается средств для обновления и модернизации систем. Как следствие, происходит деградация оборудования и материалов, значительное ухудшение их эффективности. И что самое опасное, абсолютно исключаются возможности привлечения прямых частных инвестиций в энергосектор, в особенности в генерацию. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что 53% всех генерирующих мощностей были введены 40 и более лет назад, оставшиеся 37% - запущены свыше 30 лет назад.

Энергосбережение

Кроме всех перечисленных фундаментальных “болезней” энергосектора существует и еще одна принципиальная проблема. Это полное отсутствие внимания в стране к проблемам энергоэффективности. Динамика структуры потребления электроэнергии после получения Кыргызстаном независимости показывает, что с 1991 года электропотребление в промышленности сократилось в 2,8 раза, а в сельском хозяйстве – в 3,6 раза. Это было связано с общим падением экономики, закрытием ряда крупных энергоемких производств и расформированием большинства коллективных хозяйств. Но при этом потребление электроэнергии на бытовые нужды населения выросло более чем в 3 раза, в результате чего общее потребление электроэнергии увеличилось.

Основными причинами подобного увеличения потребления электроэнергии населением на бытовые нужды (в первую очередь на отопление) явилось значительно более выгодная его стоимость по сравнению с другими источниками энергии

По данным Всемирного банка, уровень энергозатратности кыргызской экономики находится на неоправданно высоком уровне. Энергоемкость экономики страны составляет 1.1 тонн условного топливного элемента на 1000 долларов США. К примеру, в развитых странах этот параметр составляет 0.09 – 0.18, то есть лучше даже не на проценты, а в 6-12 раз. В других развивающихся странах энергоемкость составляет 0.22-0.74 тонн условного топлива. Вывод: в стране имеется огромный потенциал энергосбережения, который оценивается как минимум в 40-50% от объема энергопотребления.

По данным ПРООН, средний потребитель электроэнергии в Кыргызстане потребляет 150 кВтч на один квадратный метр в год, тогда как в Европе показатель потребления в 3 раза ниже, и составляет 50 кВтч на один квадратный метр в год.

Низкие тарифы на электроэнергию не способствовали развитию энергосберегающих и энергоэффективных технологий при строительстве и эксплуатации жилья, а также при ведении предпринимательской деятельности. В результате на сегодняшний день в Кыргызстане несмотря на ежегодное душевое потребление электроэнергии 2400 кВтч, что является достаточно высоким показателем для развивающейся страны, электроэнергетический комплекс не в состоянии удовлетворить потребности населения в электроэнергии.

Потери

Уровень потерь в энергокомпаниях Кыргызстана все еще остается выше общепринятых международных стандартов. По итогам 2012 года потери в распределительных компаниях, где в основном и происходят хищения электроэнергии, составили 21%, в 2013 году этот показатель снизился до 17.1%. Энергетики рапортуют, что по результатам 7 месяцев 2014 г. потери дополнительно снизились и составили уже 15.3%. Для сравнения в Грузии этот показатель составлял 15%, в Армении - 13%, в развитых странах данный показатель значительно меньше. Известно, что высокий уровень коррупции наблюдается при подключении к сетям новых абонентов, в первую очередь коммерческих.

В ближайшие годы необходимо снизить уровень потерь до 12-13%. По оценкам специалистов, учитывая высокий уровень износа инфраструктуры и ненормативные нагрузки, данные цифры являются объективным показателем реальных технических потерь. Воровство в энергокомпаниях должно быть полностью искоренено в ближайшее время, в первую очередь, за счет внедрения автоматизированных систем по учету электроэнергии, счетчиков нового поколения, передающих уровень потребления в режиме онлайн, улучшения управления в энергокомпаниях.

Выводы

Причины кризиса 2014 года – маловодье, отсутствие инвестиций (изношенность оборудования,деградация оборудования примерно на 5 % в год из-за отсутствия ремонта), отсутствие политики энергосбережения, постоянный рост цен на импортируемые альтернативные энергоносители (нефть, газ и т.д.), низкие (ниже себестоимости) тарифы на электроэнергию, неэффективное управление энергокомпаниями, сохраняющаяся коррупция в энергосекторе.

Следует сформулировать новую национальную программу развития энергетики в стране. Она должна включать в себя следующий минимальный, но обязательный набор мер и реформ.

• Повышение доверия населения к работе всего энергосектора страны, прежде всего, в отношении борьбы с коррупцией, улучшения качества управления в энергокомпаниях, реструктуризации управления всем энергосектором (создание независимого отраслевого регулятивного органа, а также независимого расчетного центра для обеспечения прозрачного распределения средств между энергокомпаниями).

• Проведение комплекса мер по качественному усилению работы по энергосбережению и энергоэффективности зданий и сооружений. Примером здесь должны стать государственные и муниципальные служащие. Должен быть разработан детальный план мероприятий по энергосбережению в государственных и муниципальных учреждениях.

• Разработка новых стандартов и нормативов по строительству и введению в эксплуатацию новых зданий и сооружений, основанных на лучших мировых энергосберегающих практиках.

• Проведение масштабной информационной кампании среди населения по обеспечению энергосбережения, а также взаимосвязи между бесперебойным снабжением и тарифами (брошюры, памятки, размещение материалов в СМИ и т.д.)

• Разработка и оптимизация новой тарифной методологии в соответствии с лучшими международными практиками в целях обеспечения достаточного объема доходов для ремонта и технического обслуживания действующих объектов.

• Разработка эффективной системы социальной защиты малоимущих слоев населения, связанной с оплатой за электроэнергию с гарантированным и устойчивым финансированием.

• Подготовка технико-экономических обоснований и разработка стратегии финансирования для строительства новых тепловых электростанций, работающих на отечественном угле и на газе. Привлечение масштабных инвестиций в электроэнергетику.

• Проведение мероприятий по максимальной газификации предприятий, жилых домов и индивидуальных домохозяйств с целью отопления и пищеприготовления.

• Проведение модернизации электрооборудования, привлечение инвестиций в альтернативные источники генерации электроэнергии.

• Проведение мероприятий по проектированию и строительству Кара-Кечинской ТЭС – 700 МВт (2017 г.) (с возможным расширением до 1400 МВт, а затем и до 2800 МВт), Сулюктинской ТЭС – до 100 МВт, а также Камбаратинской ГЭС-1 – 1900 МВт. Проект реабилитации Токтогульской ГЭС приведет к дополнительной генерации 240 МВт (2022-2023 гг.).

• Рассмотрение возможности привлечения в энергетику, в частности, в генерацию, частных инвестиций. Ключевым элементом в этом направлении будет реформа тарифной политики.

- в статье использованы данные Национального института стратегических исследований Кыргызской Республики.