
Сегодня, 12 сентября, под председательством Премьер-министра Кыргызской Республики Жанторо Сатыбалдиева состоялось заседание Правительства КР, на котором был рассмотрен проект Бюджетного кодекса Кыргызской Республики.

Заместитель министра финансов КР Арзыбек Кожошев прензентовал членам Правительства проект Бюджетного кодекса, который прорабатывался в течение двух лет. При разработке проекта Бюджетного кодекса КР был изучен международный опыт других стран - России, Казахстана, Грузии, Польши, Албании. Базовые законы о Бюджетном процессе этих стран считаются наилучшими.
Учитывая, что государственный бюджет и, в целом, система государственных финансов являются основным инструментом воздействия на экономику, Правительство КР сосредоточилось на совершенствовании бюджетного законодательства.

В настоящее время, основой бюджетного законодательства является Закон КР «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике». В данный закон было внесено значительное количество изменений и дополнений, в результате чего текст закона был существенно изменен, неизмененными остались только 8 статей из 58. Все изменения и дополнения вносились бессистемно, тем самым начало реформирования бюджетного законодательства откладывалось до сегодняшнего дня. В связи с этим, в целях усовершенствования бюджетного законодательства для приближения его к мировым стандартам и адаптации к прогрессивным новшествам в бюджетном процессе был разработан проект Бюджетного кодекса КР.
С принятием бюджетного кодекса будут признаны утратившим силу законы КР:
- «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике»;
- «Об основных положениях Казначейства Кыргызской Республики»;
- «О государственном и негосударственном долге Кыргызской Республики»;
- «О финансово-экономических основах местного самоуправления»;
Также учитываются нормы следующих законов КР:
- «О Счетной палате Кыргызской Республики»;
- «О внутреннем аудите»;
- «О бухгалтерском учете».
Несмотря на то, что в действующем законе прямо оговорена необходимость предварительного согласования с Министерством финансов проектов законов, нормативных правовых актов, касающихся республиканского бюджета, в последние годы имеет место практика принятия решений без учета его мнения.
В этой связи, в проект Бюджетного кодекса включена норма, предусматривающая обязательное согласование с Министерством финансов КР проектов нормативных правовых актов, касающихся бюджета и государственных финансов. В целях обеспечения стабильности и предсказуемости бюджета, введены ограничения сроков принятия нормативных правовых актов, влекущих изменения бюджета на соответствующий период.
Также в проекте Кодекса содержится перечень основных понятий, используемых в бюджетном процессе. Это такие, как: бюджет, бюджетные средства, бюджетные учреждения, государственные инвестиции, межбюджетные отношения. Введение четких законодательно установленных определений позволит устранить возникающие в процессе формирования и исполнения бюджета противоречия и разночтения.
В законопроекте установлены основные принципы, на которых должна основываться бюджетная система КР. Такие как: принцип единства, полноты, реалистичности, прозрачности/гласности, последовательности, самостоятельности, сбалансированности и эффективности.
Последовательная и полная реализация вышеуказанных принципов приведет к более тонкому и взвешенному подходу разработки бюджетной политики, более четкому правовому осмыслению соответствующих бюджетных процессов, более обоснованному изменению бюджетного механизма формирования и расходования бюджетных средств на разных уровнях бюджетной системы страны.
В проекте Бюджетного кодекса определены перечень участников бюджетного процесса и их компетенции.
Предлагаемое распределение полномочий в бюджетном процессе основано на принципе разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей, что позволит уточнить степень ответственности каждого в бюджетном процессе. В соответствии с этим принципом составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов – к функциям органов представительной власти.
Важным моментом введения данной нормы является законодательное закрепление ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления за разработку и исполнение программ (планов) развития территорий или отдельных отраслей экономики, что послужит последовательности принятия решений на каждом уровне управления и соответственно поступательному экономическому развитию.
В проекте Бюджетного кодекса дается четкое описание бюджетной классификации, уточняется состав бюджетной классификации КР. В частности, определено, что бюджетная классификация включает классификацию доходов, экономическую классификацию расходов, классификацию операций с активами и обязательствами, функциональную классификацию, ведомственную классификацию и программную классификацию расходов.
Также даны понятия по видам бюджетов бюджетной системы КР: республиканскому бюджету и местным бюджетам, свод которых образует государственный бюджет.
Кроме того, в законопроекте уточнены понятия и нормы формирования и исполнения чрезвычайного государственного бюджета и внебюджетных фондов.
По итогам обсуждения проект Бюджетного кодекса Кыргызской Республики был одобрен, после некоторых редакционных поправок проект будет направлен на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
Отдел информационной политики
Аппарата Правительства КР