17

Февраль

2012

“Вечерний Бишкек” гезитинин 2012-жылдын 17-февралындагы санында Кыргыз Республикасынын Премьер-министри Өмүрбек Бабановдун “Системалык реформалардын мезгили келди” аттуу автордук макаласы жарык көрдү. Макалада Өкмөт башчысы Өкмөт жүргүзүп жаткан реформалардын негизги багыттарына токтолуп, өлкөнүн өнүгүүсүнүн келечеги кандай болушу керектиги туурасында пикири менен бөлүшкөн.   Омурбек Бабанов, премьер–министр КР: Время системных реформ После апрельских событий 2010 года в нашей стране произошли глубокие изменения, которые коснулись основ государства: была введена новая, парламентская, форма правления. Впервые за многие годы у людей появилась возможность посредством политических институтов влиять на руководство страны, оценивать работу тех, кто обязан создавать условия для достойной жизни наших граждан. Перед правительством, которое граждане страны доверили мне возглавить, стоят большие и сложные задачи по дальнейшему обновлению страны и подготовке фундамента для будущего экономического прорыва. Сегодня я хочу поделиться с гражданами страны тем, как мы решаем и будем решать эти задачи. Экономика — основа государственности. Только достигнув устойчивого и быстрого экономического роста, мы сумеем сохранить кровью и потом завоеванные демократические свободы. И только системные реформы могут обеспечить экономический прорыв. Поэтому свою работу в качестве главы правительства я сосредоточил на решении системных экономических проблем. Уверен, что Кыргызстан может и должен в кратчайшие сроки попасть в категорию экономически самостоятельных и успешных стран. Главные задачи. Обновленному Кыргызстану нужна принципиально новая, комплексная и нацеленная на результат экономическая политика. Перед нами стояла задача разработать новый курс развития экономики и улучшения деловой среды. И мы его разработали — это Программа работы правительства на 2012 год «Стабильность и достойная жизнь», а также Среднесрочная программа развития на 2012 — 2014 годы, включающая комплекс национальных проектов. Наша экономика страдает от серьезных системных недостатков. Устранить их косметическим ремонтом, своего рода «латанием дыр», нельзя. Только комплексные, системные преобразования способны реанимировать экономику и подготовить ее к рывку. Исходя из этого, мною инициирована работа по решению комплекса двух основных задач и связанного с ними целого круга политических и социальных проблем. Первая задача — это обеспечение оптимального экономического развития через реализацию крупных, национального масштаба, инвестиционных проектов. Вторая задача — создание эффективной системы государственного управления, адекватной новым политическим реалиям страны. Проектный подход в национальном масштабе. Реализация национальных проектов даст импульс экономическому росту и развитию на многие годы. Я хочу подчеркнуть, что проектный подход к экономическому развитию — новинка для нашей страны, которая устала от принятия бесчисленных, бесполезных, оставшихся на бумаге экономических стратегий и программ, без даты начала и даты конца, без уточнения источников финансирования и экономических расчетов. Объявленные нами 40 национальных проектов носят конкретный характер. Они детально прорабатываются с учетом географических, ресурсных, человеческих и прочих особенностей и преимуществ Кыргызстана. Реализация национальных проектов определит ход экономического развития нашей страны на долгие годы вперед. В качестве приоритетных отраслей мы рассматриваем сельское хозяйство, транспортные проекты, горнодобывающую отрасль, гидроэнергетику, высокие информационные технологии и туризм. Наша страна всегда была преимущественно аграрной. Кто–то считает это недостатком, а я называю это большим преимуществом. В условиях быстрого роста мирового спроса на продукты питания страна, которая сможет производить продовольственные товары, будет иметь выгодное положение. У нас есть все для роста в этом направлении. Сегодня около трети нашего населения занято в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности. Для увеличения производительности труда этих людей нужно укрупнять и модернизировать крестьянские хозяйства, которые следует ориентировать на производство биологически чистой продукции. Этого мы добьемся, наращивая оборотные капиталы существующих хозяйств и стимулируя появление кооперативов. Для развития сельскохозяйственных кооперативов и агропромышленных кластеров запланировано пять национальных проектов. Благодаря проектам «Доступные кредиты фермерам–2″ и «Доступный лизинг» фермеры смогут получить целевые кредиты по низким процентным ставкам и современное оборудование в лизинг на выгодных условиях. Для решения проблемы нехватки поливной воды в пяти районах на юге страны в нынешнем году правительство запускает шесть проектов. В результате свыше 80 тысяч хозяйств будут обеспечены поливной водой. В силу своего географического положения наша страна обладает уникальными транзитными возможностями. Национальный проект строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан рассчитан на использование и усиление этого преимущества. Магистраль позволит расширить доступ Кыргызстана к мировой транспортной системе, превратив страну в важный транспортный узел. В процессе строительства и эксплуатации железнодорожной магистрали будет создано 13,5 тысячи рабочих мест. Проекту уже 15 лет, но только сейчас мы вплотную приблизились к его реализации, поскольку возрос интерес к проекту со стороны ближайших международных партнеров. Правительство связывает большие надежды с перспективой присоединения Кыргызстана к Таможенному союзу, недавно преобразованному в Евразийское экономическое сообщество. Мы имеем масштабную торговую и логистическую инфраструктуру, прежде всего в виде рынков «Дордой» и «Кара–Суу», которые могут быть переориентированы на работу в новых условиях. Преобразование крупных торговых площадок в логистические узлы при новой конфигурации торговых потоков не потребует больших финансовых расходов и технологических трансформаций. Такая переориентация наших рынков, вкупе с определенными таможенными преференциями, которые мы постараемся получить при вступлении в Таможенный союз, сохранит и усилит их экономическую роль. В области гидроэнергетики Кыргызстан может стать ведущим региональным игроком. Национальные проекты в сфере энергетики направлены на укрепление энергетической безопасности и рост экспортного потенциала страны. Ведется разработка ТЭО строительства Камбар–Атинской ГЭС–1, Верхненарынского каскада ГЭС, а также ГЭС на реках Суусамыр, Кокомерен и Сары–Джаз. Начато строительство высоковольтных линий Кемин — Алматы и Датка — Кемин. Будут продолжены работы по проекту ВЛ 500 кВ «Датка — Ходжент» в рамках проекта CASA–1000. Эти проекты позволят создать более 18 тысяч рабочих мест. Многие граждане Кыргызстана ошибочно недооценивают потенциал туризма для экономического развития. Наши туристические ресурсы огромны, но пока они используются крайне неэффективно. Туризм у нас возможен не только на побережье озера Иссык–Куль. У Кыргызстана имеются огромные возможности для развития дорогостоящих экологичных видов туризма: горного четырехсезонного, этнического, культурного, экстремального и спортивного. Правительством разрабатываются проекты развития туризма в стране и ТЭО модернизации аэропорта «Иссык–Куль» с созданием особой безвизовой туристической зоны, где будут размещены культурно–развлекательные и рекреационно–оздоровительные комплексы. Источники финансирования: внешние инвестиции и внутренние резервы. Стоимость национальных проектов составит более 8 миллиардов долларов. На их реализацию уйдут годы, но начинать надо сегодня. Возникает резонный вопрос об источниках финансирования национальных проектов. Мы активно работаем над привлечением внешних инвестиций. Правительство разрабатывает презентационные материалы об инвестиционных возможностях страны. Создается электронная база данных бизнес–проектов, которая позволит оперативно получать структурированную и достоверную информацию об инвестиционных проектах Кыргызстана для переговоров с инвесторами и донорами. Определенные успехи по этим направлениям уже есть, но предстоит сделать гораздо больше. Правительство обязано обеспечить защиту иностранных инвесторов, чтобы они чувствовали себя в Кыргызстане уверенно. Рейдерство и вымогательство на местах недопустимы и будут сурово наказываться. Более того, мы работаем над созданием действительно привлекательных условий для бизнеса. Это убедит инвесторов в том, что вложения в Кыргызстане надежны и прибыльны. Для облегчения ведения бизнеса мы намереваемся более чем вдвое снизить количество лицензий и прочих разрешительных документов. И это только начало. Фискальные и контролирующие органы теперь жестко ограничены в любых попытках проводить проверки. О том, как неконтролируемые проверки мешают вести дела, знает любой бизнесмен. Одновременно мы сокращаем количество инспекций и инспекторов. Уже сокращено 12 инспекций, на базе которых созданы два единых инспекционных органа: Государственная инспекция по экологической и технической безопасности и Государственная инспекция по санитарной, ветеринарной и фитосанитарной безопасности. Более того, мы приняли решение, что, если предприниматель в текущем году заплатит налогов на 20 процентов больше, чем в предыдущем, налоговые органы вообще не будут иметь права заходить в его офис. Мы добиваемся того, чтобы только один государственный орган мог проводить расследование экономических преступлений — финансовая полиция, но не ГКНБ или Генпрокуратура. Важно понять, что самые значительные финансовые злоупотребления допускались и допускаются не владельцами бизнеса, а людьми, входящими во властные структуры. Борьба с этими людьми ведется и будет вестись непримиримая. У Кыргызстана есть значительные внутренние резервы. За счет снижения доли теневого оборота в экономике страны мы можем ежегодно наращивать государственный бюджет. Разумеется, потребуется время, но даже при самых сдержанных прогнозах определенную долю национальных проектов мы сможем финансировать самостоятельно. Госбюджет может быть значительно увеличен за счет повышения эффективности управления государственными активами. С 2011 года мы внедрили практику перечисления госпредприятиями не менее половины полученной за год чистой прибыли в республиканский бюджет. Проводимая правительством политика приватизации государственного имущества направлена в первую очередь на повышение прозрачности и подконтрольности всего процесса Жогорку Кенешу и гражданскому обществу. Но этого явно недостаточно. Мы нацелены на дальнейшее улучшение качества управления госсобственностью, которое позволит увеличить доходность государственных активов. Готовится полная и углубленная инвентаризация всех госактивов. Граждане страны должны точно знать, чем именно владеет государство. В 2012 году будут законодательно определены требования и критерии оценки топ– менеджеров и сотрудников компаний с государственной долей и госорганов по управлению госимуществом. Важно, чтобы в компаниях с госдолей работали действительно компетентные люди, а не те, кто устраивается на работу по родственным связям или за деньги. Для этого все кандидаты на должности в компании с госдолей пройдут прозрачный конкурсный отбор. Пришло время приглашать на государственную службу настоящих, ответственных профессионалов, людей, которые без халтуры и популизма будут закладывать фундамент для экономического прорыва, «кыргызского экономического чуда», которое, я уверен, в скором времени произойдет. Средства для финансирования национальных проектов можно найти и в существующем бюджете за счет изменения структуры расходов. Правительство слишком долго не обращало внимания на то, как расходуются бюджетные деньги. Значительная часть бюджетных средств шла на содержание чиновничьего аппарата, который постоянно раздувался, — плодились новые, совершенно ненужные должности просто для того, чтобы трудоустроить родственников или не обидеть человека. На сегодня правительство сократило штат госслужащих на 20 процентов и проделывает большую работу по оптимизации бюджетных расходов. Если в 2011 году расходы на госаппарат составили более 4 миллиардов сомов, то в нынешнем они будут сокращены на более чем миллиард сомов. Высвобожденные средства пойдут на развитие и социальные проекты. Впервые в истории независимого Кыргызстана мы закладываем расходную часть бюджета, превышающую 100 миллиардов сомов, и при этом ставим амбициозную задачу неинфляционного удвоения бюджета страны в среднесрочной перспективе. Для рационального использования внутренних финансовых ресурсов, а также внешних займов и донорской помощи правительство создает Государственный банк развития экономики, который будет капитализироваться за счет залога или продажи части принадлежащих государству акций компании «Центерра Голд». Этот вопрос будет тщательно и всесторонне прорабатываться в целях принятия правильного для страны решения. Хочу заверить граждан страны, что мы не допустим халатного или коррупционного использования средств будущего банка развития. Кроме того, правительством будет создана ипотечная компания, которая призвана обеспечивать строительство социального жилья и предоставление ипотечных кредитов под 9 процентов годовых. Эффективное управление, основанное на доверии. Оптимальное экономическое развитие невозможно без эффективного государственного управления. Опыт суверенного Кыргызстана богат примерами того, как отличные идеи могут быть загублены неквалифицированным управлением и безответственностью чиновников. Именно поэтому правительство во главу угла ставит создание эффективной системы управления. Эффективное госуправление сложно обеспечить без опоры на гражданское общество и мнение населения. Мнение простых людей о деятельности госорганов, с представителями или услугами которых им приходится ежедневно иметь дело, — наилучший индикатор качества работы правительства. Для оценки эффективности работы руководителей государственных органов правительством разработан комплекс показателей, в том числе «Индекс доверия населения к государственным органам и органам местного самоуправления», который будет рассчитываться на основе опроса населения с последующей обработкой и анализом данных. Опросы будут ежеквартально проводиться Национальным статистическим комитетом по всей стране, включая самые отдаленные районы. Результаты опроса и их анализ будут с такой же периодичностью представляться мне, как главе правительства, для оценки работы руководителей. С одной стороны, эта система даст возможность четко и своевременно видеть слабые места в работе правительства. С другой — дополнительный рычаг воздействия граждан на нашу работу, прямой и честный способ оценки ее эффективности. Система управления государством должна быть в состоянии оперативно реагировать на изменения настроений в обществе и быть направленной на достижение главной цели — развитие страны в интересах каждого из ее граждан. На встречах с избирателями я неоднократно обещал сделать все возможное, чтобы правительство начало работать в интересах народа, научилось прислушиваться к мнению граждан. Благодаря новой системе оценки руководителей государственных органов мы наконец пришли к институционализации этого требования избирателей. Любые реформы и нововведения, как бы красиво они ни выглядели на бумаге, теряют смысл, если в результате не улучшается жизнь простых людей. Возглавляемое мною правительство докажет гражданам, что у нашей страны есть подлинные перспективы и что имеет смысл трудиться ради своего будущего.