13

Август

2014

Сегодня, 13 августа, Премьер-министр Кыргызской Республики Джоомарт Оторбаев провел совещание по реформированию Социального фонда КР с участием Первого вице-премьер-министра КР Тайырбека Сарпашева, вице-премьер-министра КР Эльвиры Сариевой, председателя Соцфонда КР Мухамметкалыя Абулгазиева, руководителей соответствующих министерств и ведомств, а также сотрудников Аппарата Правительства.

Во время совещания Джоомарт Оторбаев обратил внимание участников на необходимость пересмотра политики по бюджетным ассигнованиям Соцфонда, в том числе реформированию пенсионной системы, ставкам страховых взносов для организованного сектора, администрированию социальных отчислений.

По информации Премьер-министра, в 2015 году Социальному фонду требуется финансирование из республиканского бюджета в размере 17 млрд. сом, что на 2,2 млрд. сом больше утвержденного плана ассигнований за 2014 год.

В связи с этим Джоомарт Оторбаев отметил, что существующая система пенсионного обеспечения имеет значительную дотационную составляющую, при которой многие группы пенсионеров получают дотационные пенсионные надбавки.

«Республика дошла до критической отметки по нагрузке на госбюджет по пенсионным трансферам Соцфонду. Пора произвести основательную ревизию льготных пенсионных надбавок. Пенсия должна рассматриваться исключительно как социальная поддержка нуждающихся. Правительство будет добиваться сокращения ассигнований в Соцфонд и уже приступило к реформе его деятельности», - сказал Джоомарт Оторбаев.

В настоящее время Правительством КР ведется работа над разработкой Концепции развития пенсионной системы, которая осенью текущего года будет рассмотрена на заседании Правительства.

Продолжая тему, Джоомарт Оторбаев отметил, что существует диспропорция в уплате социальных взносов и выплат пенсий.

«Большие группы пенсионеров дотируются не только за счет бюджета, но и за счет страховых взносов других групп пенсионеров. Представителям организованного сектора размер пенсии занижается через систему коэффициентов, а другим группам пенсии завышаются. Возникает социальная несправедливость и снижение мотивации у организованного сектора прозрачно производить оплату социальных сборов. В существующей пенсионной системе сохраняются элементы “советской уравниловки”», - добавил Премьер-министр.

Так, удельный вес поступлений от крестьянских хозяйств в общем объеме поступления страховых взносов составил 1%, тогда как на пенсионное обеспечение сельских товаропроизводителей было направлено до 36% от общего объема пенсионных выплат. Поступления взносов от самозанятых граждан составляет всего 2% от всех сборов, в то время как в этой сфере трудится значительная доля населения – порядка 150 тыс. человек работают на рынках. Основное бремя социальных взносов ложится на бюджетные организации - 40% сборов и организованный сектор - 57%.

В июле 2014 года Постановлением Правительства утвержден законопроект об изменении ставок социальных отчислений для отдельных групп субъектов в целях увеличения сборов в Социальный фонд и выравнивания диспропорции в уплате социальных отчислений по крестьянским хозяйствам, самозанятым лицам и другим категориям лиц.

Другой темой обсуждения стали ставки страховых взносов для организованного сектора. Во время обсуждения прозвучало мнение о том, что по сравнению со ставками налогов ставки по социальным отчислениям выглядят высокими, что вызывает постоянные нарекания бизнес-сообщества. Также была отмечена тенденция перевода зарплат в тень и выплаты ее в «конвертах».

«Из-за высоких ставок по социальным отчислениям страдает собираемость и по подоходному налогу. Необходимо снижать нагрузку с организованного сектора через уменьшение ставки соцотчислений. Такое снижение будет направлено на проблемный в плане собираемости соцотчислений малый и средний бизнес, который при этом занимает серьезное место в экономике. Такое уменьшение должно быть значительным, но с особым графиком понижения для госучреждений и крупных налогоплательщиков», - прокомментировал Глава Правительства.

Далее он подчеркнул, что снижение ставки должно сопровождаться радикальным усилением администрирования сборов и повышением объемов сборов с самозанятых лиц и с сельскохозяйственной отрасли.

«Снижение ставки социальных отчислений должно вывести из тени “серые зарплаты” и “серых сотрудников”, значительно увеличив облагаемую базу. В результате должны повыситься сборы не только по социальным отчислениям, но и по подоходному налогу», - добавил Джоомарт Оторбаев.

Премьер-министр подробно остановился на администрировании социальных отчислений и отметил, что в перспективе республика должна прийти к системе, действующей в развитых странах, где сбором налоговых и социальных платежей занимается один орган.

«Администрирование сборов единым органом – Государственной налоговой инспекцией - с внедрением единой налоговой декларации с учетом не только доходов, но и расходов, может значительно повысить сборы. Передача функций сбора социальных платежей в ГНИ потребует глубокой взаимной интеграции деятельности ГНИ и Соцфонда, в том числе на уровне информационных технологий и баз данных», - констатировал Джоомарт Оторбаев.

В мае 2014 года Правительством начата работа по передаче функций сбора социальных отчислений и приема отчетности от Соцфонда в ГНИ, в частности принято решение запустить пилотные проекты в двух районах республики. Разработан план по передаче отдельных функций Соцфонда в ГНИ. В настоящий момент Правительство инициирует законопроект о передаче Правительству права определения органа по сбору социальных отчислений.

«Тесная координация деятельности ГНИ и СФ нужна уже сегодня. Например, ГНИ более эффективно собирает земельный налог, привлекая для этого айыл-окмоту, в то время как Соцфонд имеет проблемы со сбором соцплатежей с фермеров, хотя администрирование этих платежей практически идентично с земельным налогом», - объяснил Глава Правительства.

Такая же координация между ГНИ и Соцфондом нужна, по словам Джоомарта Оторбаева, и при уплате платежей за патент. Ввиду отсутствия координации между Соцфондом и ГНИ предприниматель может приобрести патент в ГНИ, но не заплатить потом в Соцфонд. Многие налогоплательщики, таким образом, избегают платежей в Соцфонд. В итоге число патентов в ГНИ почти в два раза больше, чем в Соцфонде.

«Необходимо организовать “единое окно”, где будут находиться налоговик и сотрудник Соцфонда, что не только повысит собираемость платежей, но и создаст удобства для предпринимателей. Нужна целая система координации и взаимодействия между Соцфондом и ГНИ. База для администрирования у ГНИ и СФ – одна, и поэтому нужны согласованные действия двух органов, а в будущем администрирование только одним органом», - подчеркнул Джоомарт Оторбаев.

По словам Премьер-министра, в Жогорку Кенеше уже лежит законопроект Правительства по наделению Соцфонда полномочиями рейдового контроля, как временной меры.

«Но следует признать, что полномочия ГНИ несравненно больше. Кроме того, деятельность ГНИ поддерживается Финансовой полицией. Сотрудники же Соцфонда даже не являются госслужащими. В будущем необходим только один надзорный орган с надзорными функциями в лице ГНИ», - добавил Джоомарт Оторбаев.

В завершение совещания Джоомарт Оторбаев дал ряд поручений по реформированию Социального Фонда.

[gallery ids="39958,39959,39960,39961,39962"]

Отдел информационного обеспечения Аппарата Правительства КР